Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 111


Следовательно, перед первым изменением будет изменение более первое.
Действительно, одно движет только в одном направлении, другое вызывает
и противоположные движения, например огонь нагревает, но не охлаждает, наука
же, как кажется, одна для обеих противоположностей. Однако, по-видимому, и
там имеется нечто в том же роде, так как холод, изменял каким-либо образом
свое направление и уходя, нагревает, так же как знающий сознательно
погрешает, когда он пользуется знанием навыворот. Однако [предметы], которые
способны делать [что-либо] и испытывать воздействие или двигать и двигаться,
не во всех случаях способны к этому, но когда находятся в определенном
состоянии и вблизи друг от друга. Таким образом, один [предмет] движет,
другой движется, когда они приближены друг к другу и когда наличествует
возможность одному двигать, другому двигаться. Поэтому, если не всегда
происходило движение, ясно, что [предметы] в то время находились не в таком
состоянии, что один мог двигаться, другой двигать, но для этого нужно было,
чтобы один из них [определенным образом] изменился. Это необходимо должно
происходить в тех случаях, где имеется отношение [двух предметов], например
чтобы то, что не было двойным, стало двойным и чтобы изменение коснулось
если не обоих [предметов], то хотя бы одного из них. Следовательно,
произойдет какое-то изменение, предшествующее первому.
А помимо этого каким образом появится предшествующее и последующее,
если не существует времени? Или время, если не существует движения? Если же
время есть число движения или какое-то движение, то, раз всегда существует
время, и движение должно быть вечным. Но относительно времени все
[мыслители], за исключением одного, думают, по-видимому, одинаково: они
называют его нерожденным. Основываясь на этом, и Демокрит доказывает
невозможность того, чтобы все возникло, так как время есть нечто
невозникшее. Один только Платон порождает его: он говорит, что оно возникло
вместе со Вселенной, а Вселенная, по его мнению, возникла. Если
действительно невозможно, чтобы время существовало и мыслилось без "теперь",
а "теперь" есть какая-то середина, включающая в себя одновременно и начало и
конец -- начало будущего и конец прошедшего, то необходимо, чтобы время
существовало всегда. Ведь крайний предел последнего взятого времени будет в
одном из "теперь" (так как во времени ничего нельзя ухватить помимо
"теперь"), следовательно, если "теперь" есть начало и конец, то необходимо,
чтобы с обеих сторон его всегда было время. А если имеется время, очевидно,
должно существовать и движение, раз время есть некоторое свойство движения.
То же рассуждение относится и к тому, что движение неуничтожимо, как в
вопросе о возникновении движения выходило, что существует изменение,
предшествующее первому, так здесь -- следующее за последним, так как тело не
одновременно утрачивает движение и способность к движению, например
состояние горения и способность гореть (ведь можно быть горючим и не
гореть), а также способность двигать и двигание.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz