Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 108

Но что, [собственно говоря], претерпело
качественное изменение? Ведь о равенстве говорить здесь нельзя, и
количественному равенству соответствует здесь подобие. Но пусть
равноскоростным будет то, что в равное время изменяется одинаковым образом.
Что же тогда следует сравнивать: в чем [происходит изменение] состояния или
[само меняющееся] состояние? В данном [примере], так как здоровье одно и то
же, можно принять, что оно [становится] ни больше, ни меньше, а остается
одинаковым. Если же состояние будет иным, например изменяется то, что
светлеет, или то, что выздоравливает, то для них нет ничего тождественного,
равного или подобного, что производило бы эти виды изменения, и
[качественное изменение] не будет единым, так же как и перемещение.
Следовательно, нужно установить, сколько имеется видов качественного
изменения и сколько перемещения. Если, таким образом, движущиеся [тела],
обладающие движением сами по себе, а не по совпадению, различны по виду, то
и движения будут различны по виду, если же по роду -- [различны] по роду,
если по числу -- числом. Но теперь, если качественные изменения
[рассматриваются как] имеющие равную скорость, на что следует смотреть: на
состояние, тождественно ли оно или сходно, или на изменяющийся [предмет],
например посветлело ли у одного предмета такое-то количество, а у другого
такоето? Иди на то и на другое: тождественно или различно изменение по
состоянию, если [предмет] остается тем же, равно или неравно изменение, если
[предмет] изменился в количественном отношении?
То же самое следует рассмотреть и относительно возникновения и
уничтожения. В каком смысле возникновение имеет равную скорость? Если в
равное время возникает тождественное неделимое, например человек, но не
животное [вообще], но возникновение будет быстрее, если в равное время
возникает различное [существо] (ведь мы не имеем двух [слов], которые
выражали бы различие как несходство). И если сущность есть число, то большее
и меньшее число будут принадлежать одному виду. Но общее и различное не
имеют названий, подобных таким, как "более интенсивное" или "преобладающее"
для свойства или же "большее" для количества.


ГЛАВА ПЯТАЯ



Так как движущее всегда движет что-нибудь, в чем-нибудь и до
чего-нибудь (я разумею "в чем" -- во времени, "до чего" -- на какую длину,
ибо движущее всегда одновременно движет и продвинуло, так что результатом
движения будет некое количество, пройденное в [определенное] количество
времени), то, если А будет движущее, В -- движимое, Г -- длина, на которую
продвинуто [движимое], и Д -- время, в течение которого (движимое]
двигалось, тогда в равное время сила, равная А, продвинет половину В на
удвоенную Г, а на целую Г в половину времени Д: такова будет пропорция. И
если одна и та же сила движет одно и то же [тело] в определенное время на
определенную длину, а половину в половинное время, то половинная сила
продвинет половину движимого тела в то же время на равную длину.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz