Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 119

Итак, что ни один из этих [предметов] не движет сам себя --
это ясно, однако начало движения они в себе имеют, но не в смысле приведения
в движение или действия, а в смысле способности испытывать воздействие.
Если же все движущиеся [предметы] движутся или по природе, или вопреки
природе и насильственно и в последнем случае всегда [приводятся в движение]
чем-то иным, а из [предметов], движущихся по природе, те, которые движутся
сами собой, опять-таки приводятся в движение чем-нибудь, так же как и те,
которые сами собой не движутся, например [тела] легкие и тяжелые (ведь они
приводятся в движение или тем, что их породило и сделало легким и тяжелым,
или тем, что устранило помехи и препятствия), то в результате все движущиеся
[тела] приводятся в движение чем-нибудь.


ГЛАВА ПЯТАЯ



И это происходит двояким образом, а именно, или движение производится
не самим движущим, а чем-нибудь другим, что приводится в движение движущим,
или им самим; и в этом последнем случае [движущее может быть] или первым
после крайнего [движимого], или [оно движет] через посредство нескольких
[предметов], так, например, палка движет камень и движется рукой, приводимой
в движение человеком, а он уже не приводится в движение ничем другим. Мы
говорим, что движет и то и другое: и последний и первый из движущих
[предметов], но скорее первый, так как он движет последний [предмет], а не
последний первый, и без первого последний [предмет] не будет двигать, а
первый без него будет, как, например, палка не будет двигать, если человек
не будет приводить ее в движение. Если же необходимо, чтобы все движущееся
приводилось в движение чем-нибудь -- или тем, что приводится в движение
другим, или тем, что не приводится, и если тем, что приводится в движение
другим, то необходимо должен быть первый двигатель, который не движется
другим, и если он первый, то в другом нет необходимости (невозможно ведь,
чтобы движущее и движимое другим составляло бесконечный ряд, так как в
бесконечном ряду нет первого) И вот если, таким образом, все движущееся
приводится в движение чем-либо, а первый двигатель не приводится в движение
[ничем] другим, то необходимо, чтобы он приводил в движение сам себя.
Но то же доказательство можно провести еще следующим образом. Все
движущее движет что-нибудь и чем-нибудь, причем оно движет или самим собой,
или другим; например, человек движет или сам, или при помощи палки, и ветер
повалил [чтонибудь] или сам, или камнем, который он толкнул. То, посредством
чего производится движение, не может двигать без движущего само себя, но,
если оно движет само себя, нет необходимости, чтобы было другое, чем оно
движет; если же есть другое, посредством чего производится движение, то
имеется нечто, что будет двигать не чем-либо иным, а самим собою, иначе
получится бесконечный ряд. Следовательно, если движущееся [тело] приводит в
движение что-нибудь, необходимо [где-то] остановиться и не идти до
бесконечности, ведь если палка движет, потому что приводится в движение
рукой, рука движет палку; если же движет что-нибудь другое, то и у нее будет
другое движущее.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz