Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 121


Но ясно, что [это] невозможно: ведь утверждать это следует, доводя деление
вплоть до неделимых, например что обучает геометрии, то и само обучается
геометрии или, что бросает, то и само таким же образом бросается; или же так
не бывает, а одно движение одного рода, другое другого, например то, что
перемещает, увеличивается, вызывающее это увеличение качественно изменяется
под влиянием другого, а вызывающее изменение движется каким-нибудь другим
движением. Однако необходимо где-нибудь остановиться, так как число движений
ограничено. Поворачивать же вспять и говорить, что вызывающее качественное
изменение перемещается, будет равносильно прямому утверждению, что
перемещающее перемещается, а обучающее обучается (ясно ведь, что всякий
движущийся предмет приводится в движение также и тем двигателем, который
лежит выше, а больше всего тем, который из всех двигателей будет более
первичным). Но это как раз невозможно, так как тогда выходит, что обучающий
учится, а из них один по необходимости не имеет знания, другой же его имеет.
Но еще более противоречит разуму положение, что все способное двигать
будет подвижным, если все движущееся приводится в движение движущимся: ведь
оно будет подвижным на таком же основании, как если сказать, что все имеющее
целебную силу и исцеляющее будет исцелимым и способное строить -- способным
строиться -- или прямо, или через посредство нескольких [звеньев] (я
разумею, например, если все способное двигать будет движимым, но не тем
движением, которым оно движет ближайший предмет, а иным -- например,
способное исцелять станет предметом обучения; однако при дальнейшем
восхождении мы придем когда-нибудь к тому же виду движения, как мы сказали
раньше). Таким образом, первое из этих [предположений] невозможно, второе
явно измышлено; действительно, нелепо утверждать, что способное производить
качественное изменение по необходимости будет способно к возрастанию.
Следовательно, нет необходимости, чтобы движущееся всегда приводилось в
движение другим [предметом], который в свою очередь приводится в движение;
значит, [где-то] надо будет остановиться. Таким образом, первое движущееся
будет получать движение от покоящегося или будет двигать само себя.
Но уж если надо рассматривать вопрос, что есть причина и начало
движения: движущее само себя или движимое другим, всякий предпочтет первое,
так как сущее само по себе всегда первичнее того, что само существует как
причина, но посредством другого. Итак. приняв иную исходную точку, следует
рассмотреть следующее: если что-нибудь движет само себя, как и каким
способом оно движет?
Необходимо, чтобы все движущееся было делимо на всегда делимые [части];
ведь раньше, в общем учении о природе, было доказано, что все само по себе
движущееся непрерывно. Невозможно, конечно, чтобы само себя движущее целиком
двигало само себя: оно перемещалось бы тогда в целом и передавало бы то же
самое перемещение, будучи единым и неделимым по виду, или качественно
изменялось бы и вызывало качественное изменение; следовательно, одновременно
учило и училось, исцеляло и исцелялось бы тем же самым исцелением.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz