|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 118 |
Огонь же и земля приводятся в движение чем-либо
насильственно, когда они движутся против природы, и согласно природе --
когда, находясь в возможности, они переходят в свойственные им состояния
деятельности.
А так как выражение "в возможности" имеет разные значения, то это и
есть причина неясности -- чем именно приводятся в движение подобные
[предметы], например что огонь движется кверху, а земля вниз. В разном
смысле [употребляется это выражение, когда говорят, что] учащийся есть
ученый в возможности и тот, кто обладает [знаниями], но не занимается
наукой; всегда же, когда производящее воздействие и испытывающее его
оказываются вместе, возможность может стать деятельностью, например
обучающийся из одного состояния возможности переходит в другое (так как
обладающий знанием, но не занимающийся наукой является в известном смысле
ученым в возможности, но не таким, как до обучения). И когда он достигает
такого состояния, если ничто не помешает, он действует и занимается наукой;
или же он окажется в противоречии [со своей возможностью] и будет пребывать
в невежестве. Подобным же образом обстоит дело и с физическими [процессами]:
ведь холодное есть теплое в возможности; когда же оно подвергнется
превращению, оно уже огонь и жжет, если ничто ему не помешает и не
воспрепятствует. То же относится и к тяжелому и легкому, так как легкое
возникает из тяжелого, например из воды воздух: ведь вначале оно таково
[лишь] в возможности, но вот уже становится легким и будет действовать, если
ничто не помешает. Деятельность легкого тела состоит в том, чтобы оказаться
в некотором месте, а именно наверху; если оно находится в противоположном
месте, [внизу], то [это значит, что] ему что-то препятствует И так же
обстоит дело с количеством и качеством.
Однако исследуется ведь такой вопрос: почему, собственно, легкие и
тяжелые [тела] движутся в свои места? Причина этого заключается в том, что
они по природе определены куданибудь, и в том именно и состоит различие
легкого и тяжелого, что одно стремится вверх, а другое вниз. Легкое и
тяжелое в возможности, как было сказано, может иметь различный смысл; когда
есть вода, легкое некоторым образом уже имеется в возможности, и когда
[возникает воздух], он еще только в возможности [легкий] (так как допустимо,
что в силу препятствия он еще не находится наверху), но, когда препятствие
устраняется, он действует и все время подымается вверх. Подобным же образом
проявляет свою деятельность, изменяясь, и качество: ведь человек ученый,
если ему ничто не мешает, сейчас же приступает к занятиям наукой. И величина
расширяется, если ничто не мешает. Тот же, кто убрал противодействующее и
препятствующее, отчасти может считаться движущим, отчасти же нет, например
кто вытащил подпирающий столб или снял камень с [надутого] меха,
находившегося в воде, так как он приводит в движение предмет по совпадению,
так же как отраженный от стены шар был приведен в движение не стеной, а тем,
кто его бросил.
|
|