|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 122 |
Кроме
того, было установлено ранее, что движется способное двигаться, а оно есть
движущееся в возможности, а не в действительности, возможность же переходит
в действительность -- ведь движение есть незавершенная действительность
способного к движению [тела]. А движущее существует уже в деятельности,
например теплое нагревает, и вообще то, что имеет определенную форму,
порождает. Таким образом, одновременно само по отношению к себе будет теплым
и не теплым. То же относится и к каждой из прочих [вещей], у которых
движущее по необходимости одноименно {со своим действием]. Следовательно, в
том, что само себя движет, одна часть движет, другая движется.
А что нельзя двигать себя самого таким образом, чтобы каждая из двух
частей двигала другую, ясно из следующего. Вопервых, если каждая из двух
частей будет двигать другую, тогда не будет первого движущего (ибо
предшествующее в большей степени причина приведения в движение, чем
последующее, и будет больше двигать; ведь двигать, как мы говорили, можно
двояким образом: во-первых, когда само движущее приводится в движение
другим, во-вторых, самим собой, и ближе к началу то, что расположено дальше
от движимого, чем то, что лежит посередине). Кроме того, движущему нет
необходимости двигаться, если только оно не движется само собой;
следовательно, вторая часть будет вызывать противодвижение только по
совпадению. Предположим, что ей возможно не двигать; тогда, следовательно,
одна часть будет движимой, а другая -- неподвижным движущим, так как нет
необходимости, чтобы движущее находилось в состоянии противодвижения, а ему
необходимо либо двигать что-нибудь, оставаясь неподвижным, либо же двигать
самого себя, если только необходимо, чтобы движение существовало вечно. И
еще: [если бы существовало такое противодвижение], тогда движущее двигалось
бы тем самым путем, которое оно вызывает, так что [получилось бы, что]
нагревающее нагревается.
Однако даже в [предмете], первично движущем самого себя, ни одна
какая-нибудь часть, ни несколько частей не будут двигать сами себя в
отдельности, так как если целое движется само собою, то оно будет
приводиться в движение или какойнибудь из своих частей, или как целое целым.
Итак, если оно движется вследствие движения какой-нибудь части самой по
себе, то она и будет первым самодвижущим (ибо отделенная [от целого], она
будет двигать сама себя, но уже не целое). Если же целое приводится в
движение целым, то части будут двигать сами себя [только] по совпадению.
Таким образом, раз это не является необходимым, мы примем, что части не
движутся сами собой. Следовательно, в целом движении одна часть будет
приводить в движение другую, оставаясь неподвижной, другая будет движимой;
только таким образом возможно самодвижение какого-нибудь [предмета].
Далее, если целое движет само себя, то одна его часть будет двигать,
другая двигаться; таким образом, АВ будет двигаться и само собой, и под
действием А.
|
|