Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 125

Но в таком случае, если оно непрерывно, оно едино.
Единым же будет [движение], производимое одним двигателем в одном движущемся
[предмете], ибо, если он будет двигать одни раз одно, другой раз другое,
движение в целом не будет непрерывным, а последовательным.
Убедиться в существовании некоего первого неподвижного двигателя можно
из всего сказанного и другим путем, если снова взглянуть на начала движущих
[предметов]. Что существуют некоторые предметы, которые иногда движутся,
иногда покоятся, -- это уж (во всяком случае] очевидно. На основании этого
стало ясным [гл 3], что, с одной стороны, не все движется и не все покоится,
с другой -- не всегда одни [предметы] движутся, другие покоятся; об этом
свидетельствуют [предметы], колеблющиеся между тем и другим и обладающие
способностью иногда двигаться, иногда покоиться. Так как подобные [предметы]
очевидны для всех, мы хотели показать природу каждой из двух других (групп
предметов], а именно что существуют [предметы] и всегда неподвижные и всегда
движущиеся. Переходя к этому и полагая, что все движущееся приводится в
движение чем-то [гл. 4], причем это может быть или неподвижным, или
движущимся, и если движущимся, то или самим собою, или всегда другим, мы
дошли до признания [гл. 5], что для движения есть начало, а именно для
движущихся само себя приводящее в движение, для всего вообще -- неподвижное.
Мы видим ведь воочию существа, которые движут сами себя, например те,
которые принадлежат к роду одушевленных существ и животных. Это именно и
внушило мнение [гл 2], не может ли возникать движение, которого раньше
совсем не было, так как нам пришлось видеть это в указанных [существах];
ведь будучи какое-то время неподвижными, они снова начинают двигаться, как
кажется. Это, однако, надо понимать таким образом, что они движут себя
только одним движением, и притом не в собственном смысле: ведь причина
исходит не от самого [животного], но в животных происходят другие природные
движения, которыми они движутся не сами по себе, например рост, убыль,
дыхание, которые производит каждое животное, находясь в покое и не двигаясь
собственным движением. Причиной этому служит окружающая среда и многое из
того, что входит внутрь, например для некоторых [животных] пища, так как при
переваривании ее они спят, при распределении ее пробуждаются и пр
иводят себя в движение, причем первое начало движения находится вовне.
Поэтому они и не двигаются непрерывно сами собой, ибо есть иной двигатель,
движимый сам и изменяющийся в отношении всего, что движет само себя. Во всех
этих случаях первый двигатель и причина самодвижения движутся, но только по
совпадению, а именно тело изменяет свое место, следовательно, и то, что
находится в теле, и то, что движет само себя как бы с помощью рычага.
Из этого можно почерпнуть уверенность, что, если существует
какой-нибудь из двигателей, хотя неподвижных, но движущих и самих движимых
по совпадению, он не может производить непрерывного движения.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz