|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 18 |
Но если искусство подражает
природе, то к одной и той же науке относится познание формы и до известного
предела материи (так, например, врачу надо знать и здоровье, и желчь, и
слизь, с которыми связано здоровье, так же как строителю и вид дома и
материал -- кирпичи и дерево; то же относится и к другим [искусствам],
следовательно, дело физики -- познавать и ту и другую природу.
Кроме того, дело одной и той же [науки -- познавать] "ради чего" и
цель, а также [средства], которые для этого имеются. Ведь природа есть цель
и "ради чего": там, где при непрерывном движении имеется какое-то окончание
движения, этот предел и есть "ради чего". Отсюда и смешная шутка, когда поэт
договаривается до слов: "достиг кончины, ради которой родился"; однако цель
означает [отнюдь] не всякий предел, но наилучший.
[То же], когда и искусства обрабатывают материал: одни просто, другие
тщательно отделывая его, и мы пользуемся всеми предметами, как если бы они
существовали ради нас. В каком-то отношении ведь и мы [сами] есть цель; ведь
"ради чего" имеет двоякое значение (об этом сказано в книге "О философии").
Есть также два искусства, овладевающие материалом и познающие его: искусство
пользования и искусство руководства изготовлением. Ведь и искусство
пользования есть в некотором отношении искусство руководства, но отличается
тем, что обладает знанием формы, искусство же руководства изготовлением
знает материал: действительно, кормчий знает, какова должна быть форма руля,
и предписывает ее, кораблестроитель же знает, из какого дерева и какими
приемами может быть [руль] сделан. Итак, в предметах искусства мы
обрабатываем материал ради [определенного] дела, а в природных телах он
имеется в наличии как нечто существующее.
К тому же материя принадлежит к [категории] отношения, так как для
разной формы [требуется] разная материя.
До какого же предела физик должен знать форму и суть [вещи]? Не так ли,
как врач [знает] сухожилия, а кузнец -- медь, т. е. до известного предела, а
именно ради чего существует каждая вещь, и притом [только] о тех, которые
отделимы по форме, но заключены в материи. Ведь человек порождает человека,
но и Солнце [также]. Но как обстоит дело с отделимостью [от материи) и что
она такое -- определить это надлежит первой философии.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Установив все это, мы должны рассмотреть причины -- каковы они и
сколько их по числу. Так как наше исследование предпринято ради знания, а
знаем мы, по нашему убеждению, каждую [вещь] только тогда, когда понимаем,
"почему [она]" (а это значит понять первую причину), то ясно, что нам
надлежит сделать это и относительно возникновения, уничтожения и всякого
физического изменения, чтобы, зная их начала, мы могли попытаться свести к
ним каждую исследуемую вещь.
В одном значении причиной называется то, "из чего", как внутренне ему
присущего, возникает что-нибудь, например медь -- причина этой статуи или
серебро -- этой чаши, и их роды.
|
|