|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 68 |
Фигура их, правда, тождественна (ибо [и тот и другой]
треугольник), но как треугольники они не тождественны. И число, конечно,
тождественно, ибо число одних [предметов] не отличается [от числа других]
специфическим [для числа] отличием, однако десятка [в том и другом случае]
не тождественна, так как различны предметы, к которым она относится: в одном
случае это собаки, в другом -- лошади.
Итак, о [самом] времени и о том, что при [нашем] рассмотрении оказалось
с ним близко связанным, сказано.
* КНИГА ПЯТАЯ (Е) *
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Все изменяющееся изменяется или по совпадению, например, когда мы
говорим: "[вот] идет образование", так как идет [человек], которому
случилось быть образованным, или вообще говорится об изменении вследствие
изменения чего-нибудь в предмете, например когда мы говорим, имея с виду
части [предмета], что (тело выздоравливает, потому что выздоравливает глаз
или грудь, а они суть части тела как целого). Но существует и то, что
движется не по совпадению и не потому, что [движется] другое, относящееся к
его частям, но само по себе и первично. Это есть способное двигаться само по
себе, но различное для каждого вида движения, например способное к
качественному изменению, а [в области] качественного изменения, -- исцелимое
и способное нагреваться, как нечто различное.
То же относится и к движущему: одно движет по совпадению, другое
вследствие того, что в нем [движет] какая-нибудь часть, третье первично само
по себе, например врач исцеляет, а рука ударяет.
Раз существует первое движущее, существует и движимое, далее, то, в чем
происходит движение, т. е. время, и помимо [всего] этого из чего и во что
идет движение, ибо всякое движение [идет] из чего-нибудь и во что-нибудь,
ведь [1] изначально приводимое в движение [2], то, во что движение приходит
и [3] из чего [исходит], различны, как, например, [различны] дерево, теплое
и холодное: из них первое "что", второе "во что", третье "из чего". Что до
движения, то ясно, что оно [происходит] в дереве, а не в форме, ибо ни
форма, ни место, ни количество не приводят в движение и не движутся, а есть
движущее, движимое и во что [движимое] движется. Дело в том, что изменение
именуется преимущественно по тому, "во что" идет движение, а не "из чего";
поэтому и гибель есть изменение в несуществующее, хотя гибнущее изменяется
из существующего, и возникновение есть (изменение) в существующее, хотя и из
несуществующего.
Что такое движение, об этом было сказано раньше; формы же, состояния и
место, в которые движутся движущиеся [тела], неподвижны, как, например,
знание и теплота. Однако может возникнуть затруднение: если состояния суть
движения, а белизна -- состояние, тогда произойдет изменение в движение. Но,
по-видимому, не белизна [как свойство) есть движение, а побеление. Но и
среди этих [неподвижных целей] одно существует по совпадению, другое по
частям и в отношении чегонибудь иного, а третье первично и не в отношении к
[чемунибудь] иному.
|
|