|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 32 |
Ведь они
существуют как одно, хотя определение у них не одно. Так же обстоит дело с
движущим и движимым.
Здесь, однако, имеется логическая трудность. Ведь, пожалуй, необходимо,
чтобы у действующего и испытывающего воздействие была разная деятельность.
Ведь в одном случае имеется действие, в другом -- претерпевание, причем итог
и цель первого есть деяние, второго же -- страдательное состояние. Так как
оба суть движения, то, если они различны, в чем же они находятся? Конечно,
или [1] оба в том, что испытывает воздействие и приводится в движение, или
[2] действие в действующем, а претерпевание в испытывающем воздействие (если
же и последнее следует назвать действием, то оно будет омонимом). Но если
правильно второе, то движение будет в движущем, ибо то же соображение будет
справедливо и для движущего, и для движимого. Таким образом, или все
движущее будет двигаться, или обладающее движением не будет двигаться. Если
же и то и другое -- и действие и претерпевание -- будут в движимом и
испытывающем воздействие и, [например], обучение и изучение -- две вещи
разные -- окажутся в ученике, тогда, вопервых, деятельность каждого не будет
присуща каждому, а вовторых, вид. Качественное изменение, например, есть
действительность способного к качественному изменению, поскольку оно
способно к такому изменению. Еще более понятна действительность могущего
действовать и претерпевать, поскольку оно таково вообще или же в отдельных
случаях, например строительство или лечение. Таким же образом следует
говорить и о каждом другом виде движений.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Так как наука о природе имеет дело с величинами, движением и временем,
каждое из которых необходимо должно быть или бесконечным, или конечным (если
даже и не все бесконечно или конечно, например свойство или точка: им,
пожалуй, нет необходимости быть ни тем, ни другим), то будет уместно, ведя
исследование о природе, рассмотреть [вопрос] о бесконечном -- существует оно
или нет, а если существует, что оно такое. Доказательством того, что такое
рассмотрение подобает этой науке, [может быть следующее]: все, кто достойным
упоминания образом касались этой философии, рассуждали о бесконечном и все
считают его неким началом существующих [вещей].
Одни, как пифагорейцы и Платон, рассматривают бесконечное (to apeiron)
само по себе, считая его не свойством чего-то другого, но самостоятельной
сущностью -- с той разницей, что пифагорейцы [находят его] в
чувственно-воспринимаемых вещах (ведь они и число не отделяют [от них]) и
[утверждают,] что за Небом [также] имеется бесконечность, Платон же говорит,
что за небом нет никакого тела и даже идей, так как они нигде не находятся,
а, бесконечное имеется и в чувственновоспринимаемых вещах и в идеях. Далее,
пифагорейцы отождествляют бесконечное с четным [числом], ибо оно, [четное],
будучи заключено внутри и ограничено нечетным, сообщает существующим [вещам]
бесконечность.
|
|