Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 110

Но те, которые признают существование бесчисленных миров,
одни из которых зарождаются, а другие гибнут, утверждают, что движение
существует вечно (так как возникновения и уничтожения необходимо связаны с
движением); те же, которые считают, что мир один или не вечен, делают
соответственные предположения и о движении. Если же допустить, что движения
когда-то не было, то это могло быть только двояким образом: или так, как
говорит Анаксагор (он утверждает, что после того, как все вещи находились
вместе и пребывали в покое в течение бесконечного времени, Разум придал им
движение и разделил их), или как Эмпедокл, [считавший], что попеременно
[все] движется и снова покоится: движется, когда Любовь делает из многого
единое или Вражда -- из единого многое, покоится же в промежуточное время.
Он говорит об этом следующим образом:

Так. поскольку Единство рождается снова и снова
В Множества недрах, а Множество вновь прорастает к Единству,
Вечно они возникают, и нет у них стойкого века.
Но поскольку обмен сей никак прекратиться не в силах,
Вечно постольку они существуют в недвижимом круге.

Надо уяснить, что именно он хочет сказать словами: "... но поскольку
обмен сей..." Следует рассмотреть поэтому, как обстоит дело с этими
вопросами, так как не только для рассмотрения о природе полезно видеть
истины, но и для исследования первого начала.
Мы начнем прежде всего с того, что нами было установлено раньше в
[первых] книгах "Физики". Мы сказали там, что движение есть деятельность
способного к движению, поскольку оно способно к движению. Необходимо,
следовательно, чтобы существовали предметы, способные двигаться каждым
движением. Но и помимо определения движения каждый согласится, что всякий
[предмет] необходимо должен двигаться сообразно своей способности к движению
определенного рода, например способный к качественному изменению --
качественно изменяться, способный менять место -- перемещаться;
следовательно, прежде чем произойдет горение, должно быть горючее, и прежде
зажигания -- зажигающее. Таким образом, и это все необходимо должно было или
возникнуть когда-то, раньше не существуя, или быть вечным. Если поэтому
каждое из [тел], способных к движению, возникло, необходимо, чтобы прежде
данного изменения и движения существовало другое, в результате которого
возникло способное двигаться и двигать. Если же признать вечное
существование предметов до существования движения, то это покажется
бессмысленным с самого начала, но еще больше убедятся в этом те, которые
пойдут [в рассмотрении вопроса] дальше. Если же, поскольку одни предметы
являются движущими, а другие движимыми, [мы предположим, что] когда-то нечто
становится первым двигателем, а другое движимым, а раньше ничего этого не
было и все покоилось, то необходимо [допустить] первоначальное изменение:
ведь была же какая-то причина покоя, так как покой есть лишенность движения.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz