|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 27 |
А так как природа двояка: с одной стороны, [она
выступает] как материя, с другой -- как форма, она же цель, а ради цели
существует все остальное, то она, [форма], и будет причиной "ради чего".
Ошибки бывают и в том, что создано искусством: неправильно написал
грамотный [человек], неправильно врач составил лекарство; поэтому ясно, что
они могут быть и в творениях природы. Если существуют некоторые [вещи],
созданные искусством, в которых "ради чего" [достигается] правильно, а в
ошибочных "ради чего" намечается, но не достигается, то это же самое
возможно и в творениях природы, и уродства суть ошибки в отношении такого же
"ради чего". И в первоначальном строении животных если "быкорожденные" не
были способны дойти до какого-нибудь предела или цели, то это произошло,
вероятно, вследствие повреждения какого-нибудь начала, как теперь [бывает
вследствие повреждения] семени. Необходимо, далее, чтобы прежде возникло
семя, а не сразу животное и "первые цельноприродные" [существа] были
семенем.
Далее, и в растениях имеется "ради чего", хотя и не так отчетливо; что
же, и у них, следовательно, наподобие "быкорожденных мужеликих", возникали
"лозорожденные масличноликие" или нет? Ведь это нелепо, а должно было быть,
раз было у животных. Кроме того, в таком случае из семени должно было
вырастать всему, что придется.
Вообще, утверждающий это отвергает природные существа и [самое]
природу, ибо природные существа -- это те, которые, двигаясь непрерывно под
воздействием какого-то начала в них самих, достигают некоторой цели. От
каждого начала получается не одно и то же для каждых [двух существ], однако
и не первое попавшееся, но всегда [движение направлено] к одному и тому же,
если ничто не помешает. "Ради чего" и "ради этого" могут оказаться и в
случайном; например, мы говорим, что случайно пришел чужестранец и, заплатив
выкуп, ушел, когда он поступил так, как будто для этого пришел, а пришел он
не ради этого. И это произошло по совпадению, так как случай принадлежит к
числу причин по совпадению, как мы сказали раньше. Но когда подобное
происходит всегда или по большей части, то нет ни совпадения, ни случайного,
а в природных [вещах] всегда происходит так, если ничто не помешает. Странно
ведь не предполагать возникновения ради чего-нибудь, если не видишь, что
движущее [начало] обсудило решение. Однако ведь даже искусство не обсуждает,
и, если бы искусство кораблестроения находилось в дереве, оно действовало бы
подобно природе, так что если в искусстве имеется "ради чего", то и в
природе. В наибольшей степени это очевидно, когда кто-то лечит самого себя:
именно на такого человека похожа природа.
Итак, что природа есть причина, и притом в смысле "ради чего", -- это
ясно.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
А то, что [существует] по необходимости, необходимо ли оно в силу
условия, или просто само по себе? В настоящее время полагают, что
[существование] по необходимости заключено в [самом] возникновении, как если
бы кто-нибудь вообразил, что стена возникла в силу необходимости потому, что
тяжелые [предметы] по своей природе стремятся вниз, а легкие -- на
поверхность, в результате чего камни и основание оказались внизу, земля по
своей легкости -- наверху, а на поверхности -- преимущественно дерево, как
самое легкое.
|
|