|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 63 |
Отсюда ясно, что и для всего прочего нахождение во времени
означает измерение его бытия временем. Ведь находиться во времени значит
одно из двух: во-первых, существовать тогда, когда существует определенное
время; во-вторых, в том смысле, в каком мы говорим о некоторых вещах, что
они "в числе". Это указывает [для вещи] или что [она] часть числа, его
состояние и вообще чтонибудь от числа, или что у нее имеется число. А так
как время есть число, то "теперь", предшествующее и все подобное им так же
находятся во времени, как единица, нечетное и четное в числе (так как они
нечто от числа, а те -- от времени), предметы же находятся во времени, как в
числе. Если это так, то они охватываются числом, как предметы, находящиеся в
месте, местом. Очевидно также, что находиться во времени не значит
существовать, когда существует время, так же как находиться в движении и
месте не значит существовать, когда существуют движение и место. Если же
находиться в чем-нибудь будет иметь именно такое значение, тогда всякий
предмет будет находиться в любом другом, и небесный свод будет в просяном
зерне, так как, когда существует зерно, существует и Небо. Но это,
разумеется, совпадение, однако в другом значении необходимо соответствие: у
предмета, находящегося во времени, должно быть какое-то время, когда он
существует, и у находящегося в движении должно быть тогда движение.
Так как быть во времени -- значит быть в числе, то можно взять время
большее всякого, в котором находится что-либо, существующее во времени;
поэтому все находящееся во времени необходимо объемлется временем, как и все
другое, что находится в чем-нибудь, например как находящееся в месте
объемлется местом. И в каком-то отношении вещи подвергаются воздействию со
стороны времени -- как мы имеем обыкновении говорить: "точит время", "все
стареет от времени", "все со временем забывается", но не говорим: "научился
[от времени]" или "сделался от времени молодым и красивым", ибо время само
по себе скорее причина уничтожения: оно есть число движения, движение же
лишает [существующее] того, что ему присуще. Отсюда ясно, что вечные
существа, поскольку они существуют вечно, не находятся во времени, так как
они не объемлются временем и бытие их не измеряется временем;
доказательством этому [служит] то, что они, не находясь во времени, не
подвергаются воздействию со стороны времени.
Так как время -- мера движения, то оно будет и мерой покоя, ибо всякий
покой во времени. Не надо думать, что находящееся во времени так же
необходимо движется, как и все находящееся в движении: ведь время есть не
движение, а число движения, в числе же движения возможно быть и покоящемуся.
А именно, покоится не всякое неподвижное, а то. что, будучи по природе
способным к движению, лишено его, как об этом было сказано раньше. Быть же в
числе означает, что существует какое-то число предмета и что бытие предмета
измеряется числом, в котором он находятся, так что если предмет во времени,
то [он измеряется] временем.
|
|