Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 139

Если двигаясь, то он должен будет следовать [за движением
движимого] и сам изменяться, а вместе с тем приводиться чем-нибудь в
движение. Следовательно, он остановится, и дело придет к движению,
вызываемому неподвижным. Ему уже нет необходимости совместно изменяться, но
он всегда будет в состоянии двигать (ибо двигать таким образом не требует
усилий), и это [вызываемое им] движение должно быть равномерным или
единственно, или в наибольшей степени, так как двигатель не испытывает
никакого изменения. И приводимое им в движение также не должно испытывать
никакого изменения, чтобы движении было однородным. Оно необходимо должно
происходить или в середине, или по кругу, ибо это -- начала. Но скорее всего
движется то, что находится ближе всего к двигателю. Таким будет движение
(внешнего) круга, там, следовательно, и находится двигатель.
И еще вопрос: может ли что-нибудь движущееся двигать непрерывно, а не
так, как толкающий [предмет], -- новыми и новыми толчками, у которого
непрерывность равносильна последовательности? Оно должно либо само толкать,
или тянуть, или делать и то и другое, либо же [должно быть] нечто иное,
принимающее друг от друга [переданное действие], как выше было сказано о
брошенных [предметах]. Если воздух и вода движут, будучи делимыми, но только
так, что сами приводятся в движение, то в обоих случаях движение не может
быть единым, а только смежным. Следовательно, непрерывно только то движение,
которое вызывает неподвижный [двигатель], так как, будучи всегда в
одинаковом состоянии, он будет одинаковым и непрерывным образом относиться к
движимому.
После того как это установлено, ясно, что первый двигатель, и притом
неподвижный, не может иметь величины, ибо, если он имеет величину, ему
необходимо быть или конечным, или бесконечным. Что бесконечное не может
иметь величины, было доказано раньше, в [первых] книгах. "Физики"; а что
конечное не может обладать бесконечной силой и что невозможно чему-либо
приводиться в движение конечным в течение бесконечного времени, это доказано
теперь. А первый двигатель движет вечным движением в течение бесконечного
времени. Таким образом, ясно, что он неделим, не имеет ни частей, ни
какой-либо величины.




Комментарии: АРИСТОТЕЛЬ. ФИЗИКА



Единственный совет, который хотелось бы дать читателю "Физики", -- не
уподобляться тому ученому читателю, который любит указывать на
ограниченность физического мышления Аристотеля, на его "поразительную
слепоту" в отношении того, что этому читателю стало известно из современных
школьных учебников. Это все равно, что упрекать китайского живописца
классической школы, не использующего перспективы, за неправильное
изображение пространства. Лучше исходить из того, что Аристотель вполне
правильно понимал природу, но иначе, чем понимаем ее мы. Как он ее понимал,
вот в чем следует разобраться.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz