Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 60


Итак, что время не есть движение, но и не существует без движения --
это ясно. Поэтому, когда мы исследуем, что такое время, нужно начать
[именно] отсюда [и выяснить], что же такое время в связи с движением. Ведь
мы вместе ощущаем и движение и время; и если даже темно и мы не испытываем
никакого воздействия на тело, а какое-то движение происходит в душе, нам
сразу же кажется, что вместе с тем протекло и какое-то время. И наоборот,
когда нам кажется, что прошло какое-то время, вместе с тем представляется,
что произошло какое-то движение. Следовательно, время есть или движение, или
нечто связаннее с движением, а так как оно не движение, ему необходимо быть
чем-то связанным с движением.
Так как движущееся движется от чего-нибудь к чему-нибудь и всякая
величина непрерывна, то движение следует за величиной: вследствие
непрерывности величины непрерывно и движение, а вследствие движения --
время; ибо сколь велико [было] движение, столько, как нам всегда кажется,
протекло и времени. А что касается предыдущего и последующего, то они
первоначально относятся к месту. Здесь, конечно, они связаны с положением,
но так как в величине имеются предыдущее и последующее, то необходимо, чтобы
и в движении было предыдущее и последующее -- по аналогии с теми. Но и во
времени есть предыдущее и последующее, потому что одно из них всегда следует
за другим. Предыдущее и последующее существуют в движении и по субстрату
тождественны с движением, хотя бытие их иное, а не движение. И
действительно, мы и время распознаем, когда разграничиваем движение,
определяя предыдущее и последующее, и тогда говорим, что протекло время,
когда воспримем чувствами предыдущее и последующее в движении. Мы
разграничиваем их тем, что воспринимаем один раз одно, другой раз другое, а
между ними -- нечто отличное от них; ибо когда мы мыслим крайние точки
отличными от середины и душа отмечает два "теперь" -- предыдущее и
последующее, тогда это [именно] мы и называем временем, так как ограниченное
[моментами] "теперь" и кажется нам временем. Это мы и положим в основание
[последующих рассуждений]
Итак, когда мы ощущаем "теперь" как единое, а не как предыдущее и
последующее в движении или как тождество чего-то предыдущего и последующего,
тогда нам не кажется, что прошло сколько-нибудь времени, так как не было и
движения. Когда же есть предыдущее и последующее, тогда мы говорим о
времени, ибо время есть не что иное, как число движения по отношению к
предыдущему и последующему.
Таким образом, время не есть движение [само по себе], но [является им
постольку], поскольку движение заключает в себе число. Доказательством этому
служит то, что большее и меньшее мы оцениваем числом, движение же, большее
или меньшее, -- временем, следовательно, время есть некоторое число. А так
как число имеет двоякое значение: мы называем числом, с одной стороны, то,
что сосчитано и может быть сосчитано, а с другой -- то, посредством чего мы
считаем, то время есть именно число считаемое, а не посредством которого мы
считаем.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz