Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 71

Но и это возможно только по совпадению, ибо само
движение из одного вида в другой есть изменение; то же относится и к
возникновению, и к возникновению и уничтожению, только они изменяются в
противолежащее одним способом, а движение -- иначе. Следовательно, человек
одновременно изменяется из здоровья в болезнь и из этого изменения в другое.
Ясно. что, когда (человек] заболел, он уже должен был измениться в
какуюнибудь сторону (возможно, однако, и наступление покоя). И далее, это
[другое изменение] будет не всегда идти в любом случайном направлении, и оно
пойдет из чего-нибудь во чтонибудь другое; следовательно, может быть и
противолежащее изменение -- выздоровление, но только по совпадению, как,
например, происходит изменение из воспоминания в забывание, потому что
субъект изменения один раз изменяется в знание, другой -- в незнание.
Далее, если было бы изменение изменения и возникновение возникновения,
то получился бы бесконечный ряд [изменений и возникновений]. Действительно,
если [такое изменение] будет в последующем, оно необходимо [должно быть] и в
предыдущем; например, если возникло когда-нибудь простое возникновение, то
возникло и возникающее, так что тогда не было еще просто возникающего, а
нечто возникающее [как] уже возникающее, и снова оно когда-то возникло,
следовательно, и тогда не было возникающего. А так как в бесконечном нет
ничего первого, то первого [возникающего] не будет, а следовательно, не
будет и следующего за ним; в результате ничего не сможет ни возникать, ни
двигаться, ни изменяться
Далее, одному и тому же [предмету] присущи противоположное движение (и
покой), возникновение и уничтожение, так что возникающее, когда станет
возникающим, тогда и уничтожается, но не только что возникшее и не позже --
так как прежде должно существовать то, что уничтожается.
Далее, в основе возникающего и изменяющегося должна лежать материя.
Какова же она будет [в данном случае)? Как способным к качественному
изменению [может быть] либо тело, либо душа, так что именно [будет здесь]
возникающим: движение или возникновение? И опять-таки: что будет там, во что
[они] движутся? Ведь движение предмета из этого в это должно быть чем-то
определенным, а не просто движением и возникновением; как же это будет все
вместе? Обучение ведь не будет возникновением обучения, следовательно, и
возникновение не будет возникновением возникновения и вообще чем-нибудь
чегонибудь.
Далее, если существуют три вида движения, каждое из них необходимо
должно иметь и природный субстрат, и то, во что они движутся; например,
перемещение должно или качественно измениться или перемещаться
Вообще же, так как всякий предмет движется трояким образом: или по
совпадению, или какой-либо частью, или сам по себе, то изменение может
изменяться только по совпадению, например если выздоравливающий будет бегать
или учиться; а изменение по совпадению мы давно уже оставили в стороне.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz