|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 66 |
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
После того как мы все это так рассмотрели, ясно, что всякое изменение и
все движущееся существуют во времени: ведь "быстрее" и "медленнее" приложимо
ко всякому изменению, так как обнаруживается во всех них. Я называю более
быстро движущимся то, что прежде [другого] достигает предназначенного,
проходя одинаковое расстояние и двигаясь равномерным движением, например,
при перемещении, если оба [предмета] движутся по окружности или оба по
прямой; то же относится и к прочим видам движения. Но "прежде" относится ко
времени: ведь мы говорим "прежде" и "после", имея в виду отстоящую от
"теперь", а "теперь" -- граница прошедшего и будущего; следовательно, если
[моменты) "теперь" находятся во времени, то во времени будут и "прежде" и
"после", ведь, в чем находится "теперь", в том и отстояние от "теперь". В
противоположном смысле говорится "прежде" по отношению к прошедшему и
будущему времени: для прошедшего мы говорим "прежде" о более отдаленном от
"теперь", "после" -- о более близком; для будущего "прежде" -- значит ближе;
"после" -- дальше. Следовательно, так как "прежде" относится ко времени и
следует за каждым движением, то ясно, что всякое изменение и всякое движение
происходят во времени.
Достойно рассмотрения также то, каково отношение времени к душе и
почему нам кажется, что во всем существует время -- и на земле, и на море, и
на небе. Или потому, что время, будучи числом, есть какое-то состояние или
свойство движения, а все упомянутое способно двигаться? Ведь все это
находится в некотором месте, а время и движение всегда существуют совместно
-- как в возможности, так и в действительности. Может возникнуть сомнение:
будет ли в отсутствие души существовать время или нет? Ведь если не может
существовать считающее, не может быть и считаемого, а следовательно, ясно,
что [не может быть] и числа, так как число есть или сосчитанное, или
считаемое. Если же ничему другому не присуща способность счета, кроме души и
разума души, то без души не может существовать время, а разве [лишь] то, что
есть как бы субстрат времени; например, если существует без души движение, а
с движением связаны "прежде" и "после", они же и есть время, поскольку
подлежат счету.
Может также возникнуть вопрос: для какого именно движения время есть
число? Или для всякого? Ведь во времени все возникает, гибнет, растет,
качественно меняется и перемещается; поскольку все это есть движение,
постольку время есть число каждого движения. Поэтому оно есть число
непрерывного движения вообще, а не какого-нибудь определенного вида. Но в
настоящий момент происходят и другие движения [кроме данного], для каждого
из которых время должно быть числом. Что же, существует, следовательно,
другое время и вместе будут два равных времени? Конечно, нет: ведь всякое
равное и совместно [идущее] время тождественно и одно; по виду же одинаковы
времена и не совместно [идущие].
|
|