|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 105 |
А так как с появлением наслаждения и скорби возникают
недостатки в достоинства (они существуют ведь в отношении к ним), а
наслаждения и страдания представляют собой качественные изменения
воспринимающего, то ясно, что в результате качественного изменения чего-то
происходят утрата и приобретение. Следовательно, возникновение их связано с
качественным изменением, сами же они не суть качественные изменения.
Но и свойства мыслящей части [души] также не принадлежат к качественным
изменениям, и они не возникают. Ведь мы скорее всего говорим о состоянии
знания как об известном отношении к чему-то. Ясно также, что эти [свойства]
не возникают, ибо знание в возможности становится знанием не потому, что
движет само себя, а вследствие присутствия другого. Именно, когда возникает
частичное [знание], то оно познается каким-то образом вследствие знания
целого в части. Далее, знание в его использовании и деятельности не есть
возникновение, если только не считать рассматривание и ощупывание
возникновением, а деятельность чем-то подобным им. Но и начальное
приобретение знания не есть ни возникновение, ни качественное изменение, так
как мы говорим, что мыслительная способность познает и мыслит путем
успокоения и остановки, в покое же нет возникновения и вообще нет никакого
изменения, как было сказано раньше. Далее, когда кто-нибудь из состояния
опьянения, сна или болезни переходит в противоположное [состояние], то мы не
говорим, что он снова сделался знающим (хотя он перед этим и не был в
состоянии пользоваться знанием), так же и когда он с самого начала приобрел
эту способность; ведь, только когда душа становится спокойной после
[присущего ей] естественного беспокойства, возникает нечто разумное и
знающее. Поэтому и дети не могут учиться и выносить суждения по поводу
чувственных восприятии, подобно взрослым: слишком много в них беспокойства и
движения. Унимается же и успокаивается [душа] в некоторых случаях по своей
природе, в других вследствие иных [обстоятельств], но в обоих случаях, когда
нечто в теле испытывает качественное изменение, как при использовании и
деятельности [знания], когда человек становится трезвым и пробуждается.
Таким образом, из сказанного ясно, что качественная изменяемость и
изменения связаны с чувственно-воспринимаемыми [вещами] и с воспринимающей
ощущения частью души, а со всем прочим -- только по совпадению.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Может возникнуть вопрос: сравнимо ли каждое движение с каждым или нет?
Если всякое движение сравнимо и равномерно движущееся в равное время
проходит равное [расстояние], то какое-нибудь круговое движение будет равно
прямолинейному или больше или меньше его [по скорости]. Далее, [при таком
предположении] качественное изменение и перемещение будут равны, когда в
равное время одно качественно изменилось, а другое переместилось.
Следовательно, состояние окажется равным длине.
|
|