Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 105

А так как с появлением наслаждения и скорби возникают
недостатки в достоинства (они существуют ведь в отношении к ним), а
наслаждения и страдания представляют собой качественные изменения
воспринимающего, то ясно, что в результате качественного изменения чего-то
происходят утрата и приобретение. Следовательно, возникновение их связано с
качественным изменением, сами же они не суть качественные изменения.
Но и свойства мыслящей части [души] также не принадлежат к качественным
изменениям, и они не возникают. Ведь мы скорее всего говорим о состоянии
знания как об известном отношении к чему-то. Ясно также, что эти [свойства]
не возникают, ибо знание в возможности становится знанием не потому, что
движет само себя, а вследствие присутствия другого. Именно, когда возникает
частичное [знание], то оно познается каким-то образом вследствие знания
целого в части. Далее, знание в его использовании и деятельности не есть
возникновение, если только не считать рассматривание и ощупывание
возникновением, а деятельность чем-то подобным им. Но и начальное
приобретение знания не есть ни возникновение, ни качественное изменение, так
как мы говорим, что мыслительная способность познает и мыслит путем
успокоения и остановки, в покое же нет возникновения и вообще нет никакого
изменения, как было сказано раньше. Далее, когда кто-нибудь из состояния
опьянения, сна или болезни переходит в противоположное [состояние], то мы не
говорим, что он снова сделался знающим (хотя он перед этим и не был в
состоянии пользоваться знанием), так же и когда он с самого начала приобрел
эту способность; ведь, только когда душа становится спокойной после
[присущего ей] естественного беспокойства, возникает нечто разумное и
знающее. Поэтому и дети не могут учиться и выносить суждения по поводу
чувственных восприятии, подобно взрослым: слишком много в них беспокойства и
движения. Унимается же и успокаивается [душа] в некоторых случаях по своей
природе, в других вследствие иных [обстоятельств], но в обоих случаях, когда
нечто в теле испытывает качественное изменение, как при использовании и
деятельности [знания], когда человек становится трезвым и пробуждается.
Таким образом, из сказанного ясно, что качественная изменяемость и
изменения связаны с чувственно-воспринимаемыми [вещами] и с воспринимающей
ощущения частью души, а со всем прочим -- только по совпадению.


ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ



Может возникнуть вопрос: сравнимо ли каждое движение с каждым или нет?
Если всякое движение сравнимо и равномерно движущееся в равное время
проходит равное [расстояние], то какое-нибудь круговое движение будет равно
прямолинейному или больше или меньше его [по скорости]. Далее, [при таком
предположении] качественное изменение и перемещение будут равны, когда в
равное время одно качественно изменилось, а другое переместилось.
Следовательно, состояние окажется равным длине.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz