|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 126 |
Таким образом,
если движение необходимо должно быть непрерывным, должен существовать
неподвижный первый двигатель, притом не по совпадению, если, как мы сказали,
в существующих [предметах] должно происходить безостановочное и бессмертное
движение и существующее должно оставаться самим в себе и в том же состоянии;
ибо когда начало пребывает [в том же состоянии], и Вселенная должна
пребывать, будучи непрерывно связана с началом. Не одно и то же быть
движимым по совпадению самим собой и другим, так как двигаться под действием
другого свойственно и некоторым небесным началам, которые перемещаются сразу
несколькими движениями; первое же только телам смертным.
Но если всегда существует нечто подобное, именно приводящее в движение
и само неподвижное и вечное, необходимо, чтобы и первое, приводимое им в
движение, было вечным. Это ясно из того, что иначе не может быть
возникновения, уничтожения и изменения для всего прочего, если что-нибудь не
будет двигать движущееся, так как неподвижное всегда будет двигать одним и
тем же способом и единым движением вследствие того, что само нисколько не
изменяется по отношению к движимому. А приводимое в движение тем, что само
приводится в движение, но приводится в движение неподвижным [двигателем],
вследствие того, что его отношение к вещам будет все время меняться, но
будет причиной одного и того же движения, но из-за того, что оно находится в
противоположных местах или формах, сообщит каждому движущемуся предмету
противоположное движение, а иногда движение, иногда покой.
Из сказанного стало ясно и то, что сначала вызвало затруднения [гл. 3]:
почему же не все движется или все покоится или одни [предметы] всегда
движутся, другие всегда покоятся, а некоторые предметы иногда движутся,
иногда нет. Причина этому теперь очевидна: одни предметы приводятся в
движение неподвижным и вечным, поэтому движутся всегда; другие же движущимся
и изменчивым, поэтому и сами должны изменяться. А неподвижные, как сказано,
поскольку оно просто, однообразно и пребывает в себе, будет сообщать единое
и простое движение.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
Однако это будет еще более ясно, если мы примем другую исходную точку.
Надо выяснить, может ли какое-либо движение быть непрерывным или нет и, если
может, каково это движение и какое из движений будет первым. Ибо очевидно,
что если только необходимо, чтобы движение продолжалось всегда, то это
движение будет первым и непрерывным, потому что первый двигатель сообщает
такое движение, которое необходимо должно быть единым, одним и тем же,
непрерывным и первым. А так как существуют три [рода] движений: движение в
отношении величины, в отношении состояния и в отношении места, которое мы
называем перемещением, то именно этому [третьему] движению необходимо быть
первым. Ведь невозможно, чтобы рост происходил без наличия предшествующего
качественного изменения, так как растущее иногда увеличивается за счет
однородного, иногда же за счет неоднородного, так как пища считается
противоположным [присоединяющимся] к противоположному, а все возникающее
возникает, когда однородное [присоединяется] к однородному.
|
|