|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 101 |
Все перемещающее движется или само собой или другим. Ясно, что во
всех [вещах], которые движутся сами собой, движимое и движущее находятся
вместе; ведь им самим присуще непосредственно движущее, следовательно, в
промежутке (между движимым и движущим] нет ничего. А в том, что приводится в
движение другим, дело должно обстоять четверояким образом, так как
существуют четыре вида перемещения, вызванного другим: притягивание,
толкание, несение, вращение. К ним сводятся все движения в отношении места.
Так, подталкивание есть некоторый вид толкания, когда движущее толкает от
себя [что-либо], следуя [за ним]; отталкивание же -- когда оно, сообщив
движение, не следует [за движимым]; бросание -- когда сообщается движение от
себя более сильное, чем то перемещение, которое свойственно [телу] по
природе, и когда [тело] несется до тех пор, пока [сообщенное) движение
преобладает. Затем, расталкивание и сталкивание представляют собой
отталкивание и притягивание, а именно расталкивание есть отталкивание (ибо
отталкивание бывает или от себя, или от другого), а сталкивание --
притягивание (так как притягивание бывает и к себе и к другому). То же
относится и к их видам, каковы, например, [при тканье] уплотнение ниток при
прибивании утка бордом или, [наоборот], их разделение челноком: первое есть
сталкивание, второе -- расталкивание. Равным образом и все прочие соединения
и разъединения -- все они будут расталкиваниями или сталкиваниями, за
исключением тех, которые появляются при возникновении или уничтожении.
Вместе с тем ясно, что соединение и разъединение не представляют собой
какого-либо особого вида движения: все они относятся к одним из указанных.
Далее, вдыхание есть притягивание, выдыхание -- толкание. Равным образом
плевание и другие выделяющие или вбирающие движения, производимые телом:
одни из них относятся к притягиванию, другие -- к отталкиванию. Следует
свести и прочие [движения] в отношении места: все они подпадают под
указанные четыре [вида]. А из них
, в свою очередь, несение и вращение сводятся к притягиванию и
толканию. Несение происходит по одному из трех указанных способов (ведь
переносимое движется по совпадению, поскольку оно находится в чем-нибудь или
на чем-нибудь движущемся, а несущее несет, будучи [само] притягиваемо,
толкаемо или вращаемо; таким образом, несение обще всем трем [видам]). А
вращение слагается из притягивания и толкания, ибо приводящее во вращение
должно, с одной стороны, тянуть, с другой -- толкать; одно действует от
него, другое -- к нему.
Таким образом, если толкающее и тянущее [тело] находится вместе с
толкаемым и притягиваемым, то ясно, что между движимым с места на место и
движущим нет ничего в промежутке. Это, однако, ясно и из определений, ведь
толкание есть движение от себя или от другого к другому, а притягивание --
от другого к себе или к другому, когда движение притягивающего будет быстрее
[движения], отрывающего друг от друга непрерывные [предметы], ибо [только]
таким образом увлекается [вместе с ним] другой [предмет].
|
|