Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 34

Но больше всего и главнее всего --
что составляет общую трудность для всех -- на том основании, что мышление
[никогда] не останавливается [на чем-нибудь] и число кажется бесконечным, и
математические величины, и то, что находить" за небом. А если находящееся за
[небом] бесконечно, то кажется, что существуют и бесконечное тело, и
бесконечные [по числу) миры, ибо почему пустоты будет больше здесь, чем там?
Таким образом, если масса имеется в одном месте, то она [находится] и
повсюду. Вместе с тем, если пустота и место бесконечны, необходимо, чтобы и
тело было бесконечным, так как в [вещах] вечных возможность ничем не
отличается от бытия.
Рассмотрение бесконечного имеет свои трудности, так как и отрицание его
существования, и признание приводят ко многим невозможным [следствиям].
Далее, каким образом существует бесконечное: как сущность или как свойство,
само по себе присущее некой природе? Или ни так, ни этак, но все же
бесконечное существует -- или как бесконечное [по величине], или как
бесчисленное множество. Для физика же важнее всего рассмотреть [вопрос],
существует ли бесконечная чувственновоспринимаемая величина.
И вот, прежде всего надо определить, в скольких значениях говорится о
бесконечном. В одном значении -- это то, что не может быть пройдено
вследствие невозможности по природе сделать это, подобно тому как нельзя
видеть голоса; в другом же [значении] -- то, прохождение чего не может быть
завершено -- потому ли, что это едва ли выполнимо, или потому, что, будучи
по природе проходимым, оно не имеет конца прохождения или предела. Затем все
бесконечное [может быть таковым] или в отношении прибавления, или в
отношении деления, или в обоих [отношениях].


ГЛАВА ПЯТАЯ



Невозможно, чтобы бесконечное, существуя само по себе как нечто
бесконечное, было отделимо от чувственных [предметов]. Потому что если
бесконечное не есть ни величина, ни множество, а само есть сущность, а не
свойство [какой-то иной сущности], то оно будет неделимо, так как делимое
[всегда] будет или величиной, или множеством. Если же оно неделимо, оно не
бесконечно, разве только [в том смысле], как голос невидим. Но не в этом
смысле говорят о нем утверждающие, что бесконечное существует, и [не в этом
смысле] мы ведем наше изыскание, а в смысле не проходимого до конца. Если же
бесконечное существует как свойство, оно, поскольку оно бесконечно, не будет
элементом существующих [вещей], так же как невидимое [не будет элементом]
речи, хотя голос и невидим. Далее, как возможно бесконечному быть чем-то,
что существует само по себе, если не существуют сами по себе число и
величина, которым бесконечное присуще как некое состояние? Ведь ему меньше
необходимости [существовать самому по себе], чем числу или величине. Ясно
также, что не может бесконечное существовать, как актуальное бытие, как
сущность или как начало; ведь если оно делимо (на части], любая часть,
взятая [от него], будет бесконечной.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz