Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 22

Но так как наряду с этим происходят и
другие [события] и все называют их случайными, то ясно, что случай и
самопроизвольность представляют собой нечто: мы ведь знаем, что такие-то
[вещи] случайны и случайные [вещи] таковы.
Все происходящее происходит или ради чего-нибудь, или нет (в первом
случае или по выбору, или не по выбору, но и там, и здесь ради чего-нибудь),
так что очевидно, что и в происходящем не по необходимости и не по большей
части бывают [события], которым может быть присуща цель. Ради чего-нибудь
происходит все то, что делается по размышлении или производится природой. И
вот когда подобные [события] происходят по совпадению, мы называем их
случайными; ибо как сущее бывает само по себе и по совпадению, такими могут
быть и причины; так, например, для дома причина сама по себе -- способное
строить, а по совпадению -- бледное или образованное. Причина сама по себе
есть нечто определенное, а по совпадению -- неопределенное, так как в одном
[предмете] может совпасть бесчисленное множество [случайных свойств].
Итак, как было уже сказано, когда это бывает с происходящим ради
чего-нибудь, тогда и говорят: "самопроизвольно" и "случайно" (их отличие
друг от друга будет определено в дальнейшем, теперь же надо уяснить, что и
то и другое имеется среди происходящего ради чего-нибудь). Например,
человек, если бы знал, [что встретит должника], пришел бы ради получения
денег, чтобы взыскать долг, но он пришел не ради этого, однако для него
приход и совершение этого действия совпали; при этом он ходил в это место не
часто и не по необходимости. Цель в данном случае, т. е. взыскание, не
принадлежала к причинам, бывшим в нем, хотя [она относится] к [причинам]
преднамеренным и возникающим по размышлении; в таком случае и говорится, что
он пришел случайно. Если бы он пришел по предварительному решению и ради
этого, или всегда приходил, или по большей части взыскивал, тогда [это было
бы] не случайно. Ясно, таким образом, что случай есть причина по совпадению
для событий, происходящих по [предварительному] выбору цели. Поэтому
размышления и случайность относятся к одному и тому же, так как нет
предварительного выбора без размышления.
Причины, по которым возникает случайное, по необходимости
неопределенны. Отсюда и случай кажется чем-то неопределенным и неясным для
человека, и может казаться, что ничто не происходит случайно. Все это
говорится правильно, так как имеет разумные основания. С одной стороны,
случайное возникновение возможно именно по совпадению и случай есть причина
побочным образом, но прямо он не причиняет ничего; например, причина дома --
строитель, по совпадению же -- флейтист; причин прихода и взыскания денег
человеком, пришедшим не ради этого,-- бесчисленное множество: пришел, желая
кого-нибудь видеть, или как истец на суде, или как ответчик, или как зритель
на пути в театр. С другой стороны, правильно сказать, что случай есть нечто
противное разуму, так как разумное основание относится к тому, что
существует всегда или по большей части, а случай -- к тому, что происходит
вопреки этому.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz