|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 116 |
И если одни покоятся, другие движутся, то необходимо, чтобы
или все [предметы] иногда покоились, иногда двигались, или одни всегда
покоились, другие всегда двигались, или, наконец, одни всегда покоились,
другие всегда двигались, а третьи иногда покоились, иногда двигались. И вот
о том, что всем покоиться невозможно, уже было сказано раньше, однако
повторим это и теперь. Если поистине дело обстоит таким образом, как
утверждают некоторые, а именно что сущее бесконечно и неподвижно, то таким
оно -- для чувственного восприятия (во всяком случае) -- не кажется, но
[наоборот], многие из существующих вещей находятся в движении. Если, таким
образом, существует это ложное мнение или вообще мнение, то существует и
движение, если бы даже это было воображением и если иногда кажется так,
иногда иначе: ведь воображение и мнение также считаются движениями
некоторого рода. Но вести рассмотрение такой точки зрения и подыскивать
обоснование тому, чем мы владеем настолько хорошо, что оно не нуждается в
обосновании, -- значит плохо разбираться в том, что лучше, что хуже, что
достоверно и что недостоверно и что есть начало и что не может быть началом.
Равным образом невозможно, чтобы все [предметы] находились в движении или же
чтобы одни всегда двигались, а другие всегда покоились. Против всего этого
достаточно одного довода, ведь мы видим, что одни [предметы] иногда
движутся, иногда покоятся. Таким образом, ясно, что в равной мере невозможно
всем [предметам] покоиться или всем непрерывно двигаться, так же как одним
всегда двигаться, другим всегда покоиться. Остается, следовательно,
рассмотреть, все ли [предметы] таковы, что способны и двигаться и покоиться,
или одни ведут себя таким образом, другие всегда покоятся, третьи всегда
движутся; это именно и надо нам установить.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Из [предметов] движущих и движущихся одни движут и движутся по
совпадению, другие сами по себе: по совпадению -- те, которые связаны с
движущими или движущимися [предметами] или движутся их частью; сами по себе
-- те, которые движут и движутся не потому, что они присущи движущим или
движущимся [предметам], и не потому, что какая-либо часть их движет и
движется. Из [предметов], которые движутся сами по себе, одни [приводятся в
движение] сами собой, другие -- чем-нибудь другим; одни движутся по природе,
другие насильственно и против природы. Ведь то, что приводится в движение
самим собою, движется согласно природе (например, каждое живое существо, так
как живое существо движется само собой, а о всех тех [предметах], начало
движения которых лежит в них самих, мы говорим, что они движутся согласно
своей природе; поэтому животное в целом движет само себя по природе, однако
его тело может двигаться и по природе и против природы; различие заключается
в том, каким движением оно будет приведено в движение и из какого элемента
оно состоит). А из (предметов), приводимых в движение чем-нибудь другим,
одни движутся согласно природе, другие против нее; против природы, например,
когда землистые тела движутся кверху, а огонь вниз.
|
|