Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 116

И если одни покоятся, другие движутся, то необходимо, чтобы
или все [предметы] иногда покоились, иногда двигались, или одни всегда
покоились, другие всегда двигались, или, наконец, одни всегда покоились,
другие всегда двигались, а третьи иногда покоились, иногда двигались. И вот
о том, что всем покоиться невозможно, уже было сказано раньше, однако
повторим это и теперь. Если поистине дело обстоит таким образом, как
утверждают некоторые, а именно что сущее бесконечно и неподвижно, то таким
оно -- для чувственного восприятия (во всяком случае) -- не кажется, но
[наоборот], многие из существующих вещей находятся в движении. Если, таким
образом, существует это ложное мнение или вообще мнение, то существует и
движение, если бы даже это было воображением и если иногда кажется так,
иногда иначе: ведь воображение и мнение также считаются движениями
некоторого рода. Но вести рассмотрение такой точки зрения и подыскивать
обоснование тому, чем мы владеем настолько хорошо, что оно не нуждается в
обосновании, -- значит плохо разбираться в том, что лучше, что хуже, что
достоверно и что недостоверно и что есть начало и что не может быть началом.
Равным образом невозможно, чтобы все [предметы] находились в движении или же
чтобы одни всегда двигались, а другие всегда покоились. Против всего этого
достаточно одного довода, ведь мы видим, что одни [предметы] иногда
движутся, иногда покоятся. Таким образом, ясно, что в равной мере невозможно
всем [предметам] покоиться или всем непрерывно двигаться, так же как одним
всегда двигаться, другим всегда покоиться. Остается, следовательно,
рассмотреть, все ли [предметы] таковы, что способны и двигаться и покоиться,
или одни ведут себя таким образом, другие всегда покоятся, третьи всегда
движутся; это именно и надо нам установить.


ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ



Из [предметов] движущих и движущихся одни движут и движутся по
совпадению, другие сами по себе: по совпадению -- те, которые связаны с
движущими или движущимися [предметами] или движутся их частью; сами по себе
-- те, которые движут и движутся не потому, что они присущи движущим или
движущимся [предметам], и не потому, что какая-либо часть их движет и
движется. Из [предметов], которые движутся сами по себе, одни [приводятся в
движение] сами собой, другие -- чем-нибудь другим; одни движутся по природе,
другие насильственно и против природы. Ведь то, что приводится в движение
самим собою, движется согласно природе (например, каждое живое существо, так
как живое существо движется само собой, а о всех тех [предметах], начало
движения которых лежит в них самих, мы говорим, что они движутся согласно
своей природе; поэтому животное в целом движет само себя по природе, однако
его тело может двигаться и по природе и против природы; различие заключается
в том, каким движением оно будет приведено в движение и из какого элемента
оно состоит). А из (предметов), приводимых в движение чем-нибудь другим,
одни движутся согласно природе, другие против нее; против природы, например,
когда землистые тела движутся кверху, а огонь вниз.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz