Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 65

А события в Илионе произошли не
теперь, и нет потопа теперь; хотя время [от нас] до них непрерывно, но они
не близки нам. "Когда-то" и "когда-нибудь" говорим мы о времени в тех
случаях, когда отделяем его от настоящего, например "когда-то была взята
Троя" и "когда-нибудь будет потоп", так как эти [события] надо ограничить от
"теперь". Пройдет, следовательно, некоторое количество времени до этого
события и протекло от события в прошлом. Если же нет времени, которое не
было бы "когда-нибудь", то всякое время будет ограниченным. Что же,
следовательно, время прекратится? Нет, если движение существует вечно. Будет
ли время всегда разным или повторно тем же самым? Ясно, что, каким будет
движение, таким и время: если оно, [движение], когда-нибудь станет таким же
точно и единым, и время будет одним и таким же точно, если же нет -- не
будет. Так как "теперь" есть конец и начало времени, только не одного и того
же, а конец прошедшего и начало будущего, то, подобно кругу, который в одном
и том же [месте] и выпукл и вогнут, и время всегда начинается и кончается.
Поэтому оно и кажется всегда различным: ведь "теперь" служит началом и
концом не одного и того же, иначе в одном и том же сразу окажутся две
противоположности. И оно никогда не прекратится, потому что всегда
начинается.
"Уже" обозначает часть будущего времени, близкую к настоящему
неделимому "теперь". "Когда ты пойдешь?" -- "Уже [иду]" -- так как близко
время, когда он пойдет. "Уже" обозначает также и часть прошедшего времени,
не отдаленную от "теперь". "Когда ты пойдешь?" -- "Уже пошел". А "Илион уже
взят" мы не говорим, так как слишком далеко от "теперь". "Только что" также
обозначает часть прошедшего, близкую к настоящему "теперь". "Когда ты
пришел?" -- "Только что" -- если время близко к нынешнему "теперь", а
"давно"- если оно далеко. "Внезапно" есть то, что выходит из своего обычного
состояния в течение неощутимого по своей малости времени, а всякое изменение
по природе есть выхождение из обычного состояния. В определенное время все
возникает и гибнет, поэтому одни называли [время] мудрейшим, а пифагореец
Парон, наоборот, невежественнейшим, потому что со временем все забывается; и
это правильнее. Ясно, что время само по себе скорее будет причиной
уничтожения, чем возникновения, как сказано и раньше (ведь изменение само по
себе есть выхождение из себя), а причиной возникновения и бытия -- [только]
по совпадению. Достаточным свидетельством тому служит то, что ничто не
возникает, не будучи таким-то образом в движении и действии, а уничтожается
и то, что не движется; именно это мы и привыкли называть разрушением от
времени. Однако не время его вызывает, а просто во времени бывает по
совпадению и такое изменение.
Итак, что время существует, и что оно такое, и во скольких значениях
говорится о "теперь", и что такое "когданибудь", "только что", "уже",
"давно" и "внезапно", обо всем этом сказано.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz