|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 65 |
А события в Илионе произошли не
теперь, и нет потопа теперь; хотя время [от нас] до них непрерывно, но они
не близки нам. "Когда-то" и "когда-нибудь" говорим мы о времени в тех
случаях, когда отделяем его от настоящего, например "когда-то была взята
Троя" и "когда-нибудь будет потоп", так как эти [события] надо ограничить от
"теперь". Пройдет, следовательно, некоторое количество времени до этого
события и протекло от события в прошлом. Если же нет времени, которое не
было бы "когда-нибудь", то всякое время будет ограниченным. Что же,
следовательно, время прекратится? Нет, если движение существует вечно. Будет
ли время всегда разным или повторно тем же самым? Ясно, что, каким будет
движение, таким и время: если оно, [движение], когда-нибудь станет таким же
точно и единым, и время будет одним и таким же точно, если же нет -- не
будет. Так как "теперь" есть конец и начало времени, только не одного и того
же, а конец прошедшего и начало будущего, то, подобно кругу, который в одном
и том же [месте] и выпукл и вогнут, и время всегда начинается и кончается.
Поэтому оно и кажется всегда различным: ведь "теперь" служит началом и
концом не одного и того же, иначе в одном и том же сразу окажутся две
противоположности. И оно никогда не прекратится, потому что всегда
начинается.
"Уже" обозначает часть будущего времени, близкую к настоящему
неделимому "теперь". "Когда ты пойдешь?" -- "Уже [иду]" -- так как близко
время, когда он пойдет. "Уже" обозначает также и часть прошедшего времени,
не отдаленную от "теперь". "Когда ты пойдешь?" -- "Уже пошел". А "Илион уже
взят" мы не говорим, так как слишком далеко от "теперь". "Только что" также
обозначает часть прошедшего, близкую к настоящему "теперь". "Когда ты
пришел?" -- "Только что" -- если время близко к нынешнему "теперь", а
"давно"- если оно далеко. "Внезапно" есть то, что выходит из своего обычного
состояния в течение неощутимого по своей малости времени, а всякое изменение
по природе есть выхождение из обычного состояния. В определенное время все
возникает и гибнет, поэтому одни называли [время] мудрейшим, а пифагореец
Парон, наоборот, невежественнейшим, потому что со временем все забывается; и
это правильнее. Ясно, что время само по себе скорее будет причиной
уничтожения, чем возникновения, как сказано и раньше (ведь изменение само по
себе есть выхождение из себя), а причиной возникновения и бытия -- [только]
по совпадению. Достаточным свидетельством тому служит то, что ничто не
возникает, не будучи таким-то образом в движении и действии, а уничтожается
и то, что не движется; именно это мы и привыкли называть разрушением от
времени. Однако не время его вызывает, а просто во времени бывает по
совпадению и такое изменение.
Итак, что время существует, и что оно такое, и во скольких значениях
говорится о "теперь", и что такое "когданибудь", "только что", "уже",
"давно" и "внезапно", обо всем этом сказано.
|
|