Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 62

Итак, поскольку "теперь" есть граница, оно не есть
время, но присуще ему по совпадению, поскольку же служит для счета -- оно
число. Ведь границы принадлежат только тому, чьими границами они являются, а
число этих лошадей -- скажем, десять -- может относиться и к другим
предметам.
Что время таким образом есть число движения в отношении к предыдущему и
последующему и, принадлежа непрерывному, само непрерывно -- это ясно.


ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ



Наименьшее число, взятое вообще, есть двойка. Но как число чего-нибудь,
оно в одних случаях есть [наименьшее], в других -- нет; например, для линии
в отношении множества наименьшим [числом] будут две линии или одна, а в
отношении величины наименьшего числа нет, так как всякая линия делима. То же
относится и ко времени: наименьшее по числу -- одно или два, а по величине
такого нет
Ясно также, что время не называется быстрым и медленным, а большим и
малым, долгим и коротким. Поскольку оно непрерывно, оно долгое и короткое,
поскольку оно число -- большое и малое, а быстрым и медленным не бывает;
ведь ни одно из чисел, служащих для счета, не может быть быстрым и
медленным.
И, взятое сразу [в определенный момент], время повсюду одно и то же, а
как предшествующее и последующее -- не одно и то же, так же как изменение,
происходящее теперь, едино, а прошедшее и будущее -- разные. Время не есть
число, которым мы считаем, а подлежащее счету. Ему прежде и после всегда
приходится быть иным, так как "теперь" различны. Число же ста лошадей и ста
людей одно и то же, различны лишь предметы, к которым оно относится, т. е.
лошади и люди. Далее, как в движении одно и то же может повториться снова и
снова, так и во времени, например год, весна или осень. Мы не только
измеряем движение временем, но и время движением -- вследствие того, что они
определяются друг другом, ибо время определяет движение, будучи его числом,
а движение -- время. И говорим мы о большом и малом времени, измеряя его
движением, так же как [измеряем] число [предметами], подлежащими счету,
например число лошадей одной лошадью; именно с помощью числа мы узнаем
количество лошадей и, наоборот, [считая] по одной лошади, число лошадей. То
же относится ко времени и к движению: временем мы измеряем движение, а
движением время. И это имеет разумные основания, так как движение
соответствует величине, а время движению вследствие того, что они все
представляют собой количества, они непрерывны и делимы; движение обладает
этими свойствами, потому что такова величина, а время -- потому что таково
движение. Мы измеряем так же и величину движением, и движение величиной; мы
говорим "большая дорога", если [нам предстоит] много идти, и, наоборот, о
"большом переходе", если дорога велика; так же и о времени соответственно
движению, и о движении соответственно времени.
Так как время есть мера движения и нахождения [тела] в состоянии
движения, причем оно, [время], измеряет движение путем отграничения
некоторого движения, которое перемерит целое (как локоть длину путем
определения некоторой величины, которая служит мерой для всей [длины]); и
так как для движения "быть во времени" -- значит измеряться временем и
самому ему и его бытию, ибо время вместе измеряет и движение и бытие
движения, и находиться движению во времени значит именно то, что бытие его
измеряется.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz