Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 23

Так что если причины такого рода неопределенны, то и случай
есть нечто неопределенное. Однако в некоторых случаях может возникнуть
сомнение, может ли любая произвольная причина быть причиной случайности,
например [причиной] здоровья -- дуновение ветра или солнечный жар, а не то,
что волосы острижены, ибо среди причин по совпадению одни ближе других.
"Счастливый случай", говорят тогда, когда выходит что-то хорошее,
"несчастный случай" -- когда что-то плохое; "счастье" или "несчастье" --
когда это достигает больших размеров. Поэтому, когда [нас] чуть-чуть не
коснулось большое зло или благо, мы считаем себя счастливыми или
несчастливыми, так как мысль считает их как бы наличными, ибо "чутьчуть" в
счет не идет. Далее, счастье вполне основательно считается ненадежным, так
как случай ненадежен, ибо ничто случайное не может происходить ни всегда, ни
по большей части.
Итак, оба -- и случай и самопроизвольность, -- как было сказано, суть
причины по совпадению для событий, не могущих возникать ни прямо, ни по
большей части, и притом таких, которые могли бы возникнуть ради чего-нибудь.


ГЛАВА ШЕСТАЯ



Отличаются же они друг от друга тем, что самопроизвольность имеет более
широкий охват: все случайное [в то же время] самопроизвольно, а последнее не
всегда случайно. Ибо случай и случайное бывают у тех [существ], которым
присущи счастье и вообще [практическая] деятельность. Поэтому случай
необходимо связан с действиями, свидетельством этому служит то, что
благополучие и счастье кажутся одним и тем же или близким друг другу, но
благополучие есть некая [практическая] деятельность, именно успешная
деятельность. Так что то, что не может действовать, не может и произвести
чего-либо случайного. Поэтому ни неодушевленная [вещь], ни животное, ни
ребенок ничего не делают случайно, так как они не обладают способностью
выбора; им не присуще ни счастье, ни несчастье, разве только по уподоблению,
как, например, сказал Протарх: "Счастливы камни, из которых сложены
жертвенники, потому что их чтят, а сотоварищи их попираются ногами". Но
испытывать случайное приходится в некотором отношении и им, когда тот, кто
делает что-нибудь с ними, делает это случайно; в ином смысле этого не
бывает.
Самопроизвольность же свойственна и всем прочим живым существам, и
многим неодушевленным предметам; например, мы говорим: лошадь пришла "сама
собой" (aytomatos), так как, придя, она спаслась, но пришла не ради
спасения. И треножник сам собой упал; стоял он ради того, чтобы на нем
сидели, но не ради сидения упал. Отсюда ясно, что мы говорим
"самопроизвольно" [или "само собой"], когда среди [событий], происходящих
прямо ради чего-нибудь, совершается нечто не ради случившегося, причина чего
лежит вовне; а "случайно" -- о [событиях], происходящих самопроизвольно, но
по выбору у [существ], обладающих способностью выбора.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz