Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 56


Однако ведь и кубик имеет такую же величину, какую заключает в себе пустота,
и будь она, [эта величина], теплой или холодной, тяжелой или легкой,
все-таки по своему бытию она отличается от всех свойств, даже если она от
них неотделима -- я имею в виду массу деревянного кубика. Так что если она и
будет отделена от всего прочего и не будет ни тяжелой, ни легкой, она
все-таки будет содержать равное количество пустоты и будет помещаться в том
же самом участке места и пустоты, равном ей. Чем же будет отличаться тело
кубика от равновеликого места и пустоты? И если две такие [вещи] будут
находиться в одном и том же [месте], почему не сколько угодно? Уже одно это
нелепо и невозможно. Затем, очевидно, что этот кубик и после перестановки
будет обладать тем, что имеют и все прочие тела. Так что если разница места
ничего не значит, зачем давать телам особое место помимо массы каждого тела,
если масса не подвержена изменениям? Ничего ведь не прибавится, если вокруг
нее будет другое такое же, равное ему протяжение. "Далее, должно быть видно,
какова пустота в движущихся телах; сейчас же внутри мира нигде ее не видно.
Ведь воздух есть нечто, а не кажется таким, и вода не казалась бы такой,
если бы рыбы были железными, ибо суждение об осязаемом дается осязанием.
Итак, из сказанного ясно, что отделенной [от вещей] пустоты не
существует.


ГЛАВА ДЕВЯТАЯ



Некоторые думают, что существование пустоты очевидно из наличия редкого
и плотного. Ведь если бы не было редкого и плотного, ничто не могло бы
сжиматься и сдавливаться. А если этого не будет, тогда или вообще не будет
движения, или Вселенная будет волноваться, как говорит Ксуф, или воздух и
вода должны всегда поровну превращаться друг в друга. Я говорю это в этом
смысле, что, если, например, из чаши воды образовался воздух, одновременно
из равного количества воздуха образуется такое же количество воды; иначе
должна существовать пустота, так как иным способом сжимание и расширение
невозможны. Если, следовательно, под редким они понимают то, что заключает в
себе много отдельных [от тела] пустот, то ясно, что если не может быть
отдельно существующей пустоты, как не может быть места, имеющего собственное
протяжение, то и редкое [тело] не может быть таким. Если же нет отдельной
пустоты, а все же какая-то пустота внутри [тела] находится, то это не столь
невозможно, но тогда, во-первых, пустота будет причиной не всякого движения,
а [только] кверху (ведь все разреженное легко, почему и называют огонь
редким), вовторых, пустота будет причиной движения не как то, в чем оно
происходит, а как кожаные мехи [в воде], которые, сами подымаясь кверху,
влекут связанное с ними; так и пустота будет [чем-то] влекущим кверху.
Однако каким образом возможно перемещение пустоты или места пустоты? Тогда
ведь получится пустота пустоты, в которую она несется. Далее, как они
объяснят, что тяжелое стремится вниз? Ясно также, что, чем разреженнее и
пустее [тело], тем быстрее оно будет двигаться кверху; если же оно будет
совсем пустым, оно понесется с величайшей скоростью А может быть, ему и
невозможно двигаться на том же самом основании: как в пустоте все недвижимо,
так и пустота неподвижна, ибо скорости несоизмеримы.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz