Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 123

Так как движение производится и тем, что приводится в движение
другим, и неподвижным, а движется как то, что приводит в движение, так и то,
что не приводит, то движущее само себя необходимо должно состоять из
неподвижного, но движущего и еще из движущегося, но приводящего в движение
не в силу необходимости, а случайно. Пусть А будет движущее, но неподвижное,
В -- движущееся под действием А и приводящее в движение Г, причем последнее
движется под действием В, но само ничего не движет (если даже движение будет
передаваться Г через несколько [промежуточных членов], мы положим, что
передается через одного), а АВГ в целом движет само себя. Если я отниму Г,
АВ будет двигать само себя, причем А будет движущим, В -- движимым, Г же не
будет двигать само себя и вообще не будет двигаться. Но ВГ также не будет
двигать само себя без А, так как В движет благодаря тому, что приводится в
движение другим, а не какой-нибудь частью себя. Необходимо, таким образом,
чтобы само себя движущее заключало в себе, во-первых, двигатель, и притом
неподвижный, затем движимую часть, ничего в силу необходимости не приводящую
в движение, причем обе части или взаимно касаются друг друга, или одна
другой. Итак, если движущее непрерывно (ведь движущееся по необходимости
непрерывно), то ясно, что целое движет само себя не потому, что в нем
заключается нечто такое, что способно двигать само себя, а движет само себя
в целом, двигаясь и приводя в движение благодаря тому, что в нем есть нечто
движущее и движимое. Именно, оно движет не как целое и движется не как
целое, а движет в нем А, движется же только В; что же касается Г, то оно не
приводится в движение А, так как это невозможно.
Возникает следующий вопрос: если отнять что-нибудь от А (предполагая,
что двигатель непрерывен и неподвижен) или от движимой части В, будет ли
остаток А двигать, а остаток В двигаться? Если это произойдет, [то это будет
означать], что АВ не есть [нечто] первично движимое само собой, так как
после отнятия части от АВ остальная часть будет двигать себя. [Ответ состоит
в следующем:] ничто не препятствует тому, чтобы или обе части или одна,
движимая, были делимы в возможности, в действительности же они неделимы, а
если будут разделены, уже не будут иметь той же силы; следовательно, ничто
не препятствует, чтобы [самодвижение] первично было присуще делимому в
возможности.
Итак, из всего этого явствует, что существует первичный неподвижный
двигатель: так как независимо от того, заканчивается ли [ряд вещей, каждая
из которых есть] движущееся, и притом движущееся другим, непосредственно
первым неподвижным, или же [он заканчивается] движущимся, которое само себя
приводит в движение и останавливает, -- и в том и в другом случае выходит,
что первично движущее для всех движущихся [предметов] неподвижно.


ГЛАВА ШЕСТАЯ



Так как движение должно существовать всегда и не прекращаться, то
необходимо существует нечто вечное, что движет, как первое, будь оно единым
или в большем числе, и должен существовать первый неподвижный двигатель.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz