Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 127

Следовательно,
необходимо, чтобы качественное изменение было переходом в противоположное.
Но если происходит качественное изменение, должно существовать нечто
изменяющее и делающее из теплого в возможности теплое в деятельности. Таким
образом, очевидно, что движущее ведет себя не одинаково, но иногда находится
ближе, иногда дальше от качественно изменяемого. А это не может произойти
без перемещения. Следовательно, если движение должно существовать всегда, то
необходимо, чтобы и перемещение всегда было первым из движений, и, если одно
из перемещений первое, а другое последующее, чтобы существовало первое
перемещение.
Далее, начало всех состояний есть сгущение и разрежение, так как
тяжелое и легкое, мягкое и твердое, теплое и холодное представляются
некоторого рода сгущениями и разрежениями. Сгущение же и разрежение есть
соединение и разделение, в результате которых, как считают, происходит
возникновение и гибель существ. А то, что соединяется и разделяется,
необходимо изменяет место. Но и величина растущего и убывающего также
изменяет место.
Далее, что перемещение есть первое движение, будет ясно, если
рассматривать [вопрос] со следующей точки зрения. А именно, "первое" в
применении к движению, как и ко всему прочему, употребляется в нескольких
значениях. Так, первым называется то, без чего не будет остального; оно же
без остального может существовать; затем, [первым называется первое] во
времени и [первое] в отношении сущности. Следовательно, так как движение
должно происходить безостановочно, а безостановочное движение будет или
непрерывным или последовательным, но скорее непрерывным, и лучше ему быть
непрерывным, чем последовательным, с другой же стороны, так как мы всегда
предполагаем, что природе свойственно лучшее, поскольку оно возможно, а
непрерывное [движение] возможно (это будет доказано дальше, [гл. 8], а
теперь примем это как допущение), и такое (движение) может быть только
перемещением, то необходимо, чтобы перемещение было первым [движением]. Ведь
перемещающемуся [телу] нет никакой необходимости расти или качественно
изменяться, а также возникать и исчезать, а ни одно из этих [изменений]
невозможно без существования непрерывного [движения], которое производит
первый двигатель.
Кроме того, и по времени [перемещение есть первое] [движение], так как
вечные существа могут двигаться только таким [движением]. Правда, для
отдельного [существа] из тех, которые возникают, перемещение необходимо
будет последним из движений, так как после рождения сначала следуют
качественное изменение и рост, а перемещение будет движением завершенных
[существ]. Необходимо, однако, чтобы прежде было нечто другое, движущееся
путем перемещения, которое и будет причиной для возникающих [предметов],
само не возникая, как то, что порождает порожденное, так как это только
кажется, что возникновение есть первое из движений вследствие того, что
предмет должен сначала возникнуть.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz