|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 140 |
Книга первая. В ней Аристотель рассуждает о началах, поскольку всякое
исследование предполагает выяснение начал, причин и элементов.
Рассматриваются три вопроса: существуют ли начала, каковы они и сколько их.
Начала отличаются от элементов, и это не вполне ясно с современной точки
зрения. Известные примеры первых начал, предлагаемые разными мыслителями, --
вода, воздух и т. п. Аристотель не согласен с Парменидом, утверждающим, что
все едино, т.е. начало одно. Но и атомисты, полагающие что начал много, его
не убеждают "Лучше брать меньше начал и в ограниченном числе, как это делает
Эмпедокл", -- замечает Аристотель. Позже модель Эмпедокла будет
использована. Мир представляется Аристотелю в виде сфер из земли, воды,
воздуха и огня, охватывающих одна другую.
Книга вторая. Центральное понятие этой книги -- природа. Оно
используется не в привычном для нас смысле -- окружающий мир, а в смысле
рождения. И начала понимаются во временном смысле (архе). То, что существует
по природе, имеет в себе самом начало движения и изменения. Не по природе
существуют вещи, сделанные человеком. Человек рождается от человека, но не
стул от стула. Согласно с природой ведет себя, например, огонь,
устремляющийся вверх. Смысл этого понятия проясняется и выражением "природа
чего-то".
Далее рассматриваются причины, каковы они и сколько их. Всего причин
четыре: материальная -- "то, из чего", например, медь -- причина статуи;
формальная -- "что такое" (или сущность), производящая -- источник
изменения; и целевая -- "то, ради чего". Это число соответствует четырем
возможным ответам на вопрос "почему". В физическом мире Аристотеля возможны
случайные и самопроизвольные (спонтанные) явления. Любопытен критерий
случайности -- она бывает у тех существ, которым присуще счастье. Речь идет
о свободе выбора, стало быть, о человеке. Самопроизвольность же свойственна
более широкому классу объектов.
Вообще, понятие "природа" имеет в физике Аристотеля фундаментальное
значение. Из него следуют все другие понятия, и этим определяется структура
"Физики". Природа -- начало движения и изменения. Стало быть, после того,
как смысл этого понятия установлен, естественно перейти к анализу движения и
изменения.
Книга третья. Начинается она с вопроса о движении. Утверждается, что,
не зная движения, мы не можем знать природы. Снова приходится уточнить, что
под природой Аристотель понимает не окружающий мир, а то основание, из
которого нечто возникает. Удивительно, как мало интересует Аристотеля
движение механическое. В этом иногда видят недостаток его физики. Но мы
согласились так не считать. Интересно, что у Аристотеля тема движения влечет
за собой тему бесконечности, и, кроме того, что нам привычнее, она
предполагает обращение к понятиям пространства и времени. На языке
Аристотеля речь идет о месте, пустоте и времени.
Аристотель считает, что бесконечное существует (но не в отношении
чувственно-воспринимаемого тела), и оно есть начало (всего).
|
|