Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 140


Книга первая. В ней Аристотель рассуждает о началах, поскольку всякое
исследование предполагает выяснение начал, причин и элементов.
Рассматриваются три вопроса: существуют ли начала, каковы они и сколько их.
Начала отличаются от элементов, и это не вполне ясно с современной точки
зрения. Известные примеры первых начал, предлагаемые разными мыслителями, --
вода, воздух и т. п. Аристотель не согласен с Парменидом, утверждающим, что
все едино, т.е. начало одно. Но и атомисты, полагающие что начал много, его
не убеждают "Лучше брать меньше начал и в ограниченном числе, как это делает
Эмпедокл", -- замечает Аристотель. Позже модель Эмпедокла будет
использована. Мир представляется Аристотелю в виде сфер из земли, воды,
воздуха и огня, охватывающих одна другую.
Книга вторая. Центральное понятие этой книги -- природа. Оно
используется не в привычном для нас смысле -- окружающий мир, а в смысле
рождения. И начала понимаются во временном смысле (архе). То, что существует
по природе, имеет в себе самом начало движения и изменения. Не по природе
существуют вещи, сделанные человеком. Человек рождается от человека, но не
стул от стула. Согласно с природой ведет себя, например, огонь,
устремляющийся вверх. Смысл этого понятия проясняется и выражением "природа
чего-то".
Далее рассматриваются причины, каковы они и сколько их. Всего причин
четыре: материальная -- "то, из чего", например, медь -- причина статуи;
формальная -- "что такое" (или сущность), производящая -- источник
изменения; и целевая -- "то, ради чего". Это число соответствует четырем
возможным ответам на вопрос "почему". В физическом мире Аристотеля возможны
случайные и самопроизвольные (спонтанные) явления. Любопытен критерий
случайности -- она бывает у тех существ, которым присуще счастье. Речь идет
о свободе выбора, стало быть, о человеке. Самопроизвольность же свойственна
более широкому классу объектов.
Вообще, понятие "природа" имеет в физике Аристотеля фундаментальное
значение. Из него следуют все другие понятия, и этим определяется структура
"Физики". Природа -- начало движения и изменения. Стало быть, после того,
как смысл этого понятия установлен, естественно перейти к анализу движения и
изменения.
Книга третья. Начинается она с вопроса о движении. Утверждается, что,
не зная движения, мы не можем знать природы. Снова приходится уточнить, что
под природой Аристотель понимает не окружающий мир, а то основание, из
которого нечто возникает. Удивительно, как мало интересует Аристотеля
движение механическое. В этом иногда видят недостаток его физики. Но мы
согласились так не считать. Интересно, что у Аристотеля тема движения влечет
за собой тему бесконечности, и, кроме того, что нам привычнее, она
предполагает обращение к понятиям пространства и времени. На языке
Аристотеля речь идет о месте, пустоте и времени.
Аристотель считает, что бесконечное существует (но не в отношении
чувственно-воспринимаемого тела), и оно есть начало (всего).



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz