|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 142 |
Книга пятая. Итак, резюмируем все предыдущее цепочкой понятий: природа
-- причина -- движение -- бесконечность -- место -- пустота -- время. В
четырех первых книгах программа определения и истолкования основных
физических понятий завершена. Далее, в остальных четырех книгах, Аристотель
исследует различные аспекты движения. Можно поэтому утверждать, что
"движение" является центральным понятием "Физики".
Прежде всего устанавливаются типы движения. Их три -- движение
"качества, количества и в отношении места". Эти виды получаются из
знаменитого списка десяти категорий (приводятся только восемь, без
"положения" и "состояния"). Показано, почему к другим пяти категориям не
применимо понятие "движение". Таким образом, остается движение как
качественное изменение, как количественное изменение -- рост и убыль, и как
перемещение.
Книга шестая. В ней продолжается исследование движения. Здесь
Аристотеля интересует проблема непрерывности. Анализ ведется в такой
абстрактной форме, что читатель не много потеряет, если при первом чтении
эту книгу пропустит. А если на первом чтении для него вообще закончится
изучение "Физики", потери тоже будут не большими. Аристотель понимал, что
читать книгу шестую очень трудно, поэтому он снабдил ее множеством
пояснительных рисунков. В современных изданиях эти рисунки помещать не
принято. Известна эта книга тем, что в ней (глава девятая) Аристотель
вступает в полемику с Зеноном, доказывающим невозможность движения. Он
разбирает четыре знаменитых апории, показывая, что Зенон "рассуждает
неправильно". Ему это было ясно. А между тем во все времена находились люди,
с большим увлечением отстаивавшие аргументацию Зенона. Встречаются они и
сегодня.
Книга седьмая. Исследователи творчества Аристотеля утверждают, что эта
книга составлена одним из его последователей и содержит три несвязанных
между собой части. Начинается она толкованием знаменитого принципа
Аристотеля "все, что движется, приводится в движение другим". Применение
этого принципа к "другому", т.е. к тому телу, которое двигает первое, и т.д.
приводит к вопросу о первом движущем (перводвигателе). Аристотель намечает
здесь доказательство существования перводвигателя, но во всей полноте этот
вопрос обсуждается в книге восьмой. Существует три рода движущих, т. е.
того, что приводит в движение. Это следует из существования трех типов
движения -- в отношении места, качества и количества. Поэтому одно движущее
перемещает, другое вызывает качественные изменения, третье обусловливает
рост и убыль. Далее обсуждаются соответствующие примеры. Из них видно, что
физика для Аристотеля вовсе не то, что для нас. Скажем, движение в форме
качественных изменений относится не только к телам, но и к воспринимающей их
части души.
Принцип "все, что движется, приводится в движение другим", как
известно, противоречит закону инерции, установление которого предполагает
высокий уровень абстрактного мышления.
|
|