Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 142


Книга пятая. Итак, резюмируем все предыдущее цепочкой понятий: природа
-- причина -- движение -- бесконечность -- место -- пустота -- время. В
четырех первых книгах программа определения и истолкования основных
физических понятий завершена. Далее, в остальных четырех книгах, Аристотель
исследует различные аспекты движения. Можно поэтому утверждать, что
"движение" является центральным понятием "Физики".
Прежде всего устанавливаются типы движения. Их три -- движение
"качества, количества и в отношении места". Эти виды получаются из
знаменитого списка десяти категорий (приводятся только восемь, без
"положения" и "состояния"). Показано, почему к другим пяти категориям не
применимо понятие "движение". Таким образом, остается движение как
качественное изменение, как количественное изменение -- рост и убыль, и как
перемещение.
Книга шестая. В ней продолжается исследование движения. Здесь
Аристотеля интересует проблема непрерывности. Анализ ведется в такой
абстрактной форме, что читатель не много потеряет, если при первом чтении
эту книгу пропустит. А если на первом чтении для него вообще закончится
изучение "Физики", потери тоже будут не большими. Аристотель понимал, что
читать книгу шестую очень трудно, поэтому он снабдил ее множеством
пояснительных рисунков. В современных изданиях эти рисунки помещать не
принято. Известна эта книга тем, что в ней (глава девятая) Аристотель
вступает в полемику с Зеноном, доказывающим невозможность движения. Он
разбирает четыре знаменитых апории, показывая, что Зенон "рассуждает
неправильно". Ему это было ясно. А между тем во все времена находились люди,
с большим увлечением отстаивавшие аргументацию Зенона. Встречаются они и
сегодня.
Книга седьмая. Исследователи творчества Аристотеля утверждают, что эта
книга составлена одним из его последователей и содержит три несвязанных
между собой части. Начинается она толкованием знаменитого принципа
Аристотеля "все, что движется, приводится в движение другим". Применение
этого принципа к "другому", т.е. к тому телу, которое двигает первое, и т.д.
приводит к вопросу о первом движущем (перводвигателе). Аристотель намечает
здесь доказательство существования перводвигателя, но во всей полноте этот
вопрос обсуждается в книге восьмой. Существует три рода движущих, т. е.
того, что приводит в движение. Это следует из существования трех типов
движения -- в отношении места, качества и количества. Поэтому одно движущее
перемещает, другое вызывает качественные изменения, третье обусловливает
рост и убыль. Далее обсуждаются соответствующие примеры. Из них видно, что
физика для Аристотеля вовсе не то, что для нас. Скажем, движение в форме
качественных изменений относится не только к телам, но и к воспринимающей их
части души.
Принцип "все, что движется, приводится в движение другим", как
известно, противоречит закону инерции, установление которого предполагает
высокий уровень абстрактного мышления.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz