Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 37

Если же [части Вселенной] бесконечны [по числу] и просты, то и
мест будет бесконечно много и число элементов также будет бесконечно. Если
же это невозможно и число мест ограничено, тогда необходимо и целому быть
ограниченным, так как невозможно, чтобы место и тело не совпадали; ведь ни
все место не больше того, чем может одновременно быть тело (в этом случае
тело не было бы бесконечным), ни тело не больше, чем место, [и получится,
что] либо будет какая-то пустота, либо же тело по своей природе сможет быть
нигде.
Анаксагор неразумно говорит о пребывании бесконечного, а именно что
бесконечное поддерживает само себя вследствие того, что оно находится в
самом себе, так как ничто другое его не окружает, как будто, где что
находится, там оно и есть по своей природе. Но это неправильно: нечто может
находиться где-нибудь насильно, а не там, где оно должно быть по своей
природе. Если таким образом целое совсем не движется (ибо то, что
поддерживает само себя и находится в самом себе, необходимо должно быть
неподвижным), то следует указать, почему оно по своей природе не может
двигаться, ибо недостаточно, высказавшись таким образом, считать дело
поконченным. Ведь нечто другое могло бы быть неподвижным, хотя по его
природе [ему] ничто не мешало бы [двигаться]. Ведь и Земля не перемещается и
даже, будучи бесконечной, (не переместилась бы], удерживаемая в центре
[Вселенной], -- и не потому она пребывает в центре, что нет другого места,
куда она могла бы переместиться, а потому, что она такова по своей природе.
И однако позволительно сказать также, что она поддерживает сама себя. Если,
таким образом, для Земли, будь она бесконечной, причина [неподвижности]
заключалась бы не в этом, а в том, что она имеет тяжесть, а тяжелое
пребывает в центре и Земля также в центре, то таким же образом и бесконечное
пребывало бы в самом себе вследствие какой-нибудь другой причины, а не
потому, что оно бесконечное и поддерживает само себя. Вместе с тем очевидно,
что и любая часть его должна пребывать [в самой себе], ибо, как бесконечное,
поддерживая себя, пребывает само в себе, так будет пребывать в себе и любая
взятая [от него] часть. Ведь места для целого и части однородны; например,
для целой земли и для комка -- внизу, для всего огня и для искры -- вверху.
Таким образом, если место бесконечного [находится] в нем самом, тогда то же
место [свойственно] и части; следовательно, она будет пребывать в самой
себе.
Вообще же очевидно, что невозможно говорить о существовании
бесконечного тела и одновременно об определенном месте для тел, если всякое
чувственно-воспринимаемое тело имеет или тяжесть, или легкость, и если оно
тяжелое, то по природе перемещается к центру, если же легкое -- вверх:
необходимо ведь, чтобы [то же было] и с бесконечным, но ему всему невозможно
испытывать какое-либо из этих двух [перемещений], а его половинкам и то и
другое, ибо как его разделишь? Или каким образом одна часть бесконечного
будет вверху, другая внизу, с краю или посередине?
Далее, всякое чувственно-воспринимаемое тело находится в [каком-нибудь]
месте, виды же и различия места -- вверху и внизу, спереди и сзади, справа и
слева; и эти [различия таковы] не только для нас и по условию, но [они]
определены и в самом целом.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz