|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 109 |
Например,
пусть половина силы А будет Е и половина [тела] В -- Z; отношение силы к
тяжести будет здесь сходно и пропорционально, так что в равное время они
будут двигать на равную длину. Но если Е движет Z за время Д на длину Г, нет
необходимости для Е в одинаковое время двигать удвоенное Z на половину Г.
Именно, если А продвинет В за время Д на длину Г, половина А, т. е. Е, не
продвинет В за время Д или за какую-либо часть Д на часть Г, относящуюся к
целому Г, как А относится к Е, и вообще может случиться, что никакого
движения не будет. Ведь из того, что целая сила продвинула [тело] на
определенную длину, не следует, что половина силы продвинет [это же тело] на
сколько-нибудь в какое бы то ни было время; иначе один человек мог бы
двигать судно, если только силу гребцов и длину, на которую они все двигали
его, разделить на их число. Поэтому-то неправильно рассуждение Зенона, что
любая часть просяного зерна произведет шум, так как вполне возможно, что ни
в какое время оно не приведет в движение воздух, который привел в движение
при своем падении медимн. И даже той частички [воздуха], которую она двинула
бы в составе целого, не приведет в движение, если будет падать сама по себе.
Ведь она вообще не существует иначе как в возможности в составе целого. Если
же существуют две [движущих силы] и каждая из них движет какое-то тело на
определенную длину в определенное время, то, сложенные вместе, эти силы
будут двигать объединенный вес [обоих тел] на равную длину и в равное время;
ибо здесь имеет место пропорциональность.
Но происходит ли то же при качественном изменении и росте? Есть нечто
вызывающее рост, нечто растущее, и в определенное количество времени и на
определенную величину одно увеличивает, другое увеличивается. Точно так же
обстоит дело с вызывающим качественное изменение и качественно меняющимся:
имеется нечто и количество, меняющееся в большую или меньшую сторону в
количественно определенное время -- в двойное время вдвое, в половинное
наполовину, и вдвое больше во вдвое большее время, и наполовину в половинное
время, или в равное время вдвойне. Если же качественно изменяющееся или
вызывающее рост чего-либо в такое-то время настолько-то увеличивает или
качественно изменяет, то нет необходимости, чтобы половина его в половинное
время или в половинное время половина [изменяла бы и увеличивала бы], но
может быть, что [половина] не будет ни изменять, ни увеличивать, подобно
тому как обстояло и с тяжестью.
* КНИГА ВОСЬМАЯ (Т) *
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Возникло ли когда-нибудь движение, не будучи раньше, и исчезнет ли
снова так, что ничто не будет двигаться? Или оно не возникло и не исчезнет,
но всегда было и всегда будет, бессмертное и непрекращающееся, присущее всем
существующим [вещам], как некая жизнь для всего образовавшегося естественно?
Что движение существует -- это утверждают все писавшие что-нибудь о
природе, так как все они занимаются рассмотрением происхождения мира и
вопросами возникновения и уничтожения, что было бы невозможно, если бы
движения не было.
|
|