|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 100 |
Но так как, [согласно допущению], движущие и движимые предметы
бесконечны [по количеству], то движение их всех -- EZHТ будет бесконечным;
возможно при этом, что движения А, В и прочих [тел] будут равны; возможно,
что движения прочих будут больше; все-таки, будут ли они равны или больше, в
обоих случаях целое будет бесконечным; мы предполагаем ведь, что это
возможно Так как А и каждое из прочих [тел] двигаются одновременно, то все
движение будет происходить в то же самое время, что и движение А, а движение
А происходит в конечное время; следовательно, бесконечное движение будет
происходить в конечное время, а это невозможно.
Таким образом, может показаться доказанным исходное положение --
[существование первичного движущего], однако оно полностью не доказано, так
как невозможность [противного] еще не показана: возможно ведь, что в
конечное время происходит бесконечное движение, только не одного [тела], а
многих. А это как раз имеет место в данном случае, ибо каждый [предмет]
движется своим движением, и в том, что многие движутся одновременно, нет
ничего невозможного. Но если непосредственно движущее в отношении места и
телесным движением должно необходимо или касаться, или быть [чем-то]
непрерывным с движимым, как это мы видим во всех случаях, то необходимо,
чтобы движимые и движущие предметы были непрерывны или касались друг друга,
так ото из них всех образуется нечто единое. Будет ли оно конечным или
бесконечным, в данный момент не составляет разницы; во всяком случае
движение будет бесконечным при бесконечном количестве [движущихся]
предметов, если только возможно им быть и равными и больше друг друга, а то,
что возможно, мы примем за наличие существующее. Если, таким образом,
составленное из А, В, Г, Д есть нечто бесконечное и если оно движется
движением EZHТ в течение времени К и это время конечно, то отсюда следует,
что или конечное или бесконечное [образование из многих тел] будет проходить
бесконечное [расстояние] в конечное время. Но и то и другое невозможно,
следовательно, необходимо остановиться и признать существование первого
движущего и движущегося. Что эта невозможность вытекает из [некоторого]
допущения, не составляет разницы, так как принятое допущение [теоретически]
возможно; если же в основу положено возможное, то из него ничего
невозможного возникать не должно.
ГЛАВА ВТОРАЯ
Непосредственно движущее -- не в смысле "ради чего", а "откуда начало
движения" -- существует вместе с движимым; я говорю "вместе", потому что
между ними нет ничего посередине. Это обще для всего движимого и движущего.
А так как существует три [рода] движения: в отношении места, в отношении
качества и в отношении количества, то необходимо должны существовать и три
[рода] движущего, а именно перемещающее, вызывающее качественное изменение и
обусловливающее рост и убыль.
Прежде всего мы скажем о перемещении, так как оно есть первое из
движений.
|
|