|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 21 |
Равным образом и относительно всего прочего,
что называется случайным, всегда можно найти определенную причину, а не
случай, так как поистине показалось бы странным, если бы случай представлял
собой что-нибудь, и всякий стал бы недоумевать, почему никто из древних
мудрецов, указывая причины возникновения и уничтожения, ничего не выяснил
относительно случая; однако, по-видимому, и они полагали, что ничто не
существует случайно.
Но удивительно и следующее: зная, что многое из того, что возникает и
существует случайно и самопроизвольно, возможно свести на какую-нибудь
причину возникновения -- как утверждает старинное изречение, отвергающее
случай, -- тем не менее все говорят, что одно [возникает] случайно, другое
же не случайно, поэтому так или иначе им нужно было упомянуть об этом.
Однако они не думали, что случай относится к тем [причинам], что и любовь,
вражда, разум, огонь или чтонибудь другое в том же роде. Поэтому одинаково
странно как то, что они не признавали его существования, так и то, что,
признавая, они обошли его молчанием, хотя иногда они и пользовались им, как,
например, Эмпедокл, который говорит, что воздух не всегда выделяется кверху,
а как придется. Во всяком случае, в своей Космогонии он пишет:
Так устремлялся в своем он движеньи, а часто иначе,
да и части животных, по его словам, возникают по большей части
случайно.
Есть и такие [философы], которые причиной и нашего Неба, и всех миров
считают самопроизвольность: ведь [они считают, что] сами собой возникают
вихрь и движение, разделяющее и приводящее в данный порядок Вселенную. В
особенности достойно удивления следующее: они говорят, что животные и
растения не существуют и не возникают случайно, а что причина их -- или
природа, или разум, или что-нибудь другое подобное (ибо из семени каждого
[живого существа] возникает не что придется, а из этого, вот, -- маслина, из
этого же -- человек), а Небо и наиболее божественные из вещей, открытых
нашему взору, возникают самопроизвольно, без всякой причины, подобной той,
которая имеется у животных и растений. Если, однако, дело обстоит таким
образом, то это само по себе заслуживает внимания и хорошо будет сказать
несколько слов по этому поводу. Помимо того, что и по другим соображениям
такое утверждение представляется нелепым, еще более нелепо говорить это,
видя, что в Небе ничто не возникает самопроизвольно, а в том, что происходит
[будто бы] не случайно, многое происходит случайно. Однако, вероятно, все
совершается противоположным образом.
Есть и такие [люди], которым случай кажется причиной, только неясной
для человеческого разумения, будучи чем-то божественным и
сверхъестественным.
Итак, следует рассмотреть, что такое случай и самопроизвольность,
тождественны они или различны и каким образом они подпадают под определенные
нами ранее причины.
ГЛАВА ПЯТАЯ
Прежде всего, так как мы видим, что одни [события] происходят всегда
одинаковым образом, а другие -- по большей части, то, очевидно, что ни для
тех, ни для других причиной нельзя считать случай или случайное -- ни для
того, что [совершается] по необходимости и всегда, ни для того, что
[происходит лишь] по большей части.
|
|