Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 21

Равным образом и относительно всего прочего,
что называется случайным, всегда можно найти определенную причину, а не
случай, так как поистине показалось бы странным, если бы случай представлял
собой что-нибудь, и всякий стал бы недоумевать, почему никто из древних
мудрецов, указывая причины возникновения и уничтожения, ничего не выяснил
относительно случая; однако, по-видимому, и они полагали, что ничто не
существует случайно.
Но удивительно и следующее: зная, что многое из того, что возникает и
существует случайно и самопроизвольно, возможно свести на какую-нибудь
причину возникновения -- как утверждает старинное изречение, отвергающее
случай, -- тем не менее все говорят, что одно [возникает] случайно, другое
же не случайно, поэтому так или иначе им нужно было упомянуть об этом.
Однако они не думали, что случай относится к тем [причинам], что и любовь,
вражда, разум, огонь или чтонибудь другое в том же роде. Поэтому одинаково
странно как то, что они не признавали его существования, так и то, что,
признавая, они обошли его молчанием, хотя иногда они и пользовались им, как,
например, Эмпедокл, который говорит, что воздух не всегда выделяется кверху,
а как придется. Во всяком случае, в своей Космогонии он пишет:

Так устремлялся в своем он движеньи, а часто иначе,

да и части животных, по его словам, возникают по большей части
случайно.
Есть и такие [философы], которые причиной и нашего Неба, и всех миров
считают самопроизвольность: ведь [они считают, что] сами собой возникают
вихрь и движение, разделяющее и приводящее в данный порядок Вселенную. В
особенности достойно удивления следующее: они говорят, что животные и
растения не существуют и не возникают случайно, а что причина их -- или
природа, или разум, или что-нибудь другое подобное (ибо из семени каждого
[живого существа] возникает не что придется, а из этого, вот, -- маслина, из
этого же -- человек), а Небо и наиболее божественные из вещей, открытых
нашему взору, возникают самопроизвольно, без всякой причины, подобной той,
которая имеется у животных и растений. Если, однако, дело обстоит таким
образом, то это само по себе заслуживает внимания и хорошо будет сказать
несколько слов по этому поводу. Помимо того, что и по другим соображениям
такое утверждение представляется нелепым, еще более нелепо говорить это,
видя, что в Небе ничто не возникает самопроизвольно, а в том, что происходит
[будто бы] не случайно, многое происходит случайно. Однако, вероятно, все
совершается противоположным образом.
Есть и такие [люди], которым случай кажется причиной, только неясной
для человеческого разумения, будучи чем-то божественным и
сверхъестественным.
Итак, следует рассмотреть, что такое случай и самопроизвольность,
тождественны они или различны и каким образом они подпадают под определенные
нами ранее причины.


ГЛАВА ПЯТАЯ



Прежде всего, так как мы видим, что одни [события] происходят всегда
одинаковым образом, а другие -- по большей части, то, очевидно, что ни для
тех, ни для других причиной нельзя считать случай или случайное -- ни для
того, что [совершается] по необходимости и всегда, ни для того, что
[происходит лишь] по большей части.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz