Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 143

Можно сказать, что механика
Аристотеля описывает не чистое движение тел, а движение тел в среде.
Школьное объяснение закона инерции основано на мысленном уменьшении
сопротивления среды, так что, например, катящийся шар, получив толчок, в
конце концов, никогда не остановится. У Аристотеля движение происходит так,
что движимое всегда соприкасается с движимым. Вообще главное отличие физики
Аристотеля от физики Ньютона в наглядности. Основные ее положения есть
констатации самых элементарных фактов. Человек перемещает камень, лошадь
тянет телегу. Значит, все движущее что-то движет, есть объект и субъект
движения. Сразу возникает вопрос, а что приводит в движение человека или
лошадь? Что движет падающий камень или всплывающий пузырек воздуха? И
приходится ухищряться, чтобы и эти движения объяснялись основным принципом.
Удивительно то, что это Аристотелю удается
Книга восьмая. Эта книга известна в истории философии и теологии тем,
что в ней излагается теория перводвигателя, того, что движет космос в целом.
В начале ставится вопрос о вечности и неуничтожимости движения, и Аристотель
отвечает на него положительно. Далее формулируется основное положение,
"разрешающее все затруднения": одни предметы неподвижны, другие всегда
движутся, третьи попеременно причастны либо движению, либо покою. Важно
понять, чем приводятся в движение тела, движущиеся согласно природе,
например, камень, движущийся вниз и пламя, устремленное вверх (напомним, что
у Аристотеля верх и низ -- направления нс относительные, а абсолютные) Это
движение, на первый взгляд, противоречит основному принципу, т.е. положению
"все движущиеся тела приводятся в движение чем-нибудь". Но Аристотелю
удается, хотя и с некоторой натяжкой, это противоречие устранить. Легкие и
тяжелые тела "по природе определены куда-нибудь". Но они начинают двигаться,
когда устраняется сдерживающее их препятствие (в школьной физике говорят при
этом о "свободном падении"). Таким образом, эти тела не движут сами себя,
что и требовалось доказать.
Существование перводвигателя доказывается чисто логически. Если все,
что движется, движется под действием другого, то, начав с какого-либо
конкретного тела, мы будем мысленно двигаться от него к другому, а затем к
третьему и т. д., охватывая в этом рассмотрении все больше и больше тел. Эта
цепь движимых и движущих должна иметь предел, "не идти до бесконечности". Но
тогда первое в этом ряду, или последнее в нашем рассмотрении, само не
движется, но движет все, что существует. Это и есть первый неподвижный
двигатель. После того, как философия Аристотеля была возрождена в
европейской культуре (середина XII века), эта его аргументация стала
использоваться для одного из доказательств существования Бога.
Аристотель считал важным установить иерархию типов движения.
Оказывается, что первым из трех -- качество, количество, место -- является
изменение в отношении места, или перемещение.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz