Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 55

Ибо если [тело] Z будет во столько же раз тоньше Д, во сколько Е
превышает Н, то, обратно, А, если будет двигаться, проходит Z за время,
равное Н, если же в Z не будет никакого тела, то еще быстрее. Но оно прошло
ее за время Н. Следовательно, в равное время будет пройдено наполненное и
пустое. Но это невозможно. Очевидно, таким образом, что если существует хоть
какое-нибудь время, в течение которого будет пройдена любая часть пустоты,
то получится указанная невозможность, а именно в равное время удастся пройти
нечто наполненное и пустое, так как одно тело к другому будет относиться как
время ко времени.
Подытожим главное: причина того, что получается, очевидна, а именно
всякое движение находится в некотором числовом отношении со всяким другим
движением (так как оно существует во времени, а всякое время находится в
отношении со временем, поскольку обе величины конечны), а пустота с
наполненным ни в каком числовом отношении не находится.
Итак, все сказанное вытекает из различии среды, через которую
перемещаются [тела], а вследствие преобладания [одних] перемещающихся [тел
над другими] получается следующее. Мы видим, что тела, имеющее большую силу
тяжести или легкости, если в остальном имеют одинаковую фигуру, скорее
проходят равное пространство в то" [числовом] отношении, в каком указанные
величины находятся друг к другу. То же, следовательно, должно быть и при
прохождении через пустоту. Но это невозможно: по какой причине они стали бы
двигаться скорее? В наполненной среде [это произойдет] по необходимости, так
как большее будет скорее разделять ее своей силой. Ведь разделение
производится или фигурой, или силой движения, которую имеет [естественно]
несущееся или брошенное тело. Следовательно, [в пустоте] все будет иметь
равную скорость. Но это невозможно.
Из сказанного ясно, что если пустота существует, то будет происходить
обратное тому, посредством чего признающие пустоту обосновывают ее
существование.
Итак, одни думают, что пустота существует в отдельности и сама по себе,
если только будет движение по отношению к месту, но это равносильно
утверждению, что место есть нечто отдельно существующее, а невозможность
этого была показана раньше. И тем, которые рассматривают пустоту саму по
себе, так называемая пустота может показаться действительно пустой. Ведь как
вода, если положить в нее игральную кость (в форме кубика], поднимется на
величину кубика, так происходит и с воздухом, но только для чувств это
незаметно. И всегда во всяком теле, допускающем передвижение в направлении,
указанном природой, если оно не будет сжиматься, необходимо должно
происходить передвижение или всегда вниз, если [естественное] движение у
этого тела, как у земли, [направлено] вниз, или вверх, если это огонь, или в
обоих направлениях, или в зависимости от того, каково введенное тело. А в
пустоте, конечно, это невозможно, так как она не тело, и будет казаться, что
сквозь кубик проникло то же протяжение, которое и раньше имелось в пустоте,
как если бы [в случае воды и воздуха] ни вода не была отодвинута деревянным
кубиком, ни воздух, но они во всех направлениях проходили бы через него.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz