|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 36 |
Если бы один из них был
бесконечным, все остальные были бы уничтожены; теперь же, как говорят они,
[бесконечное] есть нечто иное, из чего эти [элементы порождаются]. Но
невозможно, чтобы такое [тело] существовало, не потому [только], что оно
бесконечно (по этому поводу надо будет высказать некоторые общие
соображения, в равной степени применимые к воде, к воздуху и к любому
другому телу), а потому, что такого чувственно-воспринимаемого тела наряду с
так называемыми элементами нет: ведь все [предметы], из чего состоят, в то и
разрешаются, так что оно должно находиться здесь наряду с воздухом, огнем,
землей и водой, но ничего такого не оказывается. И конечно, ни огонь, ни
другой какойнибудь элемент не могут быть бесконечными. Вообще говоря, и
независимо от того, бесконечен какой-либо из них [или нет], невозможно,
чтобы Вселенная -- даже если она ограничена -- состояла или возникала из
какого-то одного [элемента), подобно тому как Гераклит говорит, что все
когда-нибудь станет огнем (то же самое рассуждение применимо и к тому
единому, которое выставляют физики наряду с элементами), так как все
изменяется, [переходя] из противоположного в противоположное, например из
теплого в холодное. Таким образом, [вопрос о том), может или не может
существовать бесконечное чувственновоспринимаемое [тело], следует
рассматривать в отношении Вселенной в целом, [а не в отношении какого-либо
одного элемента].
Что вообще не может существовать бесконечное чувственновоспринимаемое
тело, очевидно из следующего.
Всему воспринимаемому чувствами присуще по природе гденибудь
находиться, и для каждой вещи имеется некоторое место, причем оно одно и то
же для части и для целого, например для всей земли и для одного комка, для
огня и для искры. Так что, если [бесконечное тело] однородно, оно будет
неподвижно или будет всегда перемещаться. Однако это невозможно: почему оно
будет скорее внизу, а не вверху или где бы то ни было? Я имею в виду, что
если имеется, например, комок, куда он будет двигаться или где [будет]
пребывать в покое? Ведь место родственного ему тела бесконечно. Может быть,
он займет все [это] место? А каким образом? Какое же и где [будут его]
пребывание и движение? Или он будет повсюду пребывать в покое? Но тогда он
не будет двигаться. Или повсюду он будет двигаться? Тогда он не остановится.
Если же Вселенная неоднородна, то неоднородны и места. Во-первых, тело
Вселенной не будет единым иначе как путем соприкосновения [своих частей].
Во-вторых, эти [части] будут в отношении их вида или ограниченными (по
числу), или бесконечно разнообразными. Ограниченными [по числу] они не могут
быть: раз Вселенная бесконечна, то [в этом случае] одни [ее части] будут
бесконечны, другие же нет, как, например, огонь или вода, а это [повлечет за
собой] уничтожение противоположных [элементов], как было сказано раньше.
Именно поэтому никто из физиологов не считал единым и бесконечным огонь или
землю, а только воду, или воздух, или среднее между ними, потому что место
каждого из первых точно определено, вторые же склоняются в обе стороны --
вверх и вниз.
|
|