|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 120 |
А коль скоро [движущее] всегда приводится в движение
чем-нибудь отличным от него, необходимо, чтобы первым [в этом ряду] было
движущееся само собой. Следовательно, если это последнее движется и его не
движет иное, оно по необходимости движет само себя; таким образом, и
согласно этому рассуждению, или движущееся [тело] сразу приводится
самодвижущимся, или когда-нибудь дело дойдет до него.
К сказанному [надо добавить, что] тот же результат получается и при
следующем рассмотрении вопроса. Если всякий движущийся [предмет) приводится
в движение движущимся [предметом], то это присуще предметам или по
совпадению (так что движущийся предмет хотя и движет, однако не потому, что
сам всегда находится в состоянии движения), или не по совпадению, а сам по
себе. В первом случае, если это происходит по совпадению, нет необходимости
движущемуся [всегда] находиться в состоянии движения. Если же это так,
очевидна возможность того, что когда-нибудь ни один из существующих
[предметов] не будет двигаться, так как в происходящей по совпадению нет
необходимости: оно может и не быть. Если, таким образом, мы положим в основу
возможное, то из этого не получится в результате чего-либо невозможного, но
может быть [только) ложное. Но невозможно допустить, чтобы не было движения,
так как раньше было доказано, что движение необходимо существует всегда.
И это оказалось вполне обоснованным. Ведь для движения необходимы три
[вещи]: движимое, движущее и то, чем оно движет. И вот, движимое необходимо
должно двигаться, но двигать ему нет необходимости; то же, посредством чего
происходит движение, должно и двигать и двигаться, ибо оно соизменяется
вместе с движимым, находясь одновременно в том же [состоянии]; это ясно при
перемещениях [тел], так как здесь они должны до некоторой степени касаться
друг друга. А [первичный] двигатель, поскольку он не есть передатчик
движения, неподвижен. Так как мы видим то последнее [в этом ряду], что может
двигаться, не имея, однако, в себе начала движения, и то, которое приводит в
движение, движимое другим, а не самим собою, то вполне основательно, если не
необходимо, предположить и третье -- то, что приводит в движение, оставаясь
неподвижным. Поэтому правильно говорит Анаксагор, утверждая, что Разум не
подвержен воздействию и не смешан, после того как он сделал его началом
движения, ибо только таким образом он может двигать, будучи неподвижным, и
может владычествовать, будучи несмешанным.
Но если движущее приводится в движение не по совпадению, а по
необходимости и если бы не двигалось, то и не двигало, тогда необходимо,
чтобы движущее, поскольку оно движется, двигалось бы или тем же видом
движения, [какое оно сообщает], или другим. Я имею в виду следующее: или
нагревающее и само нагревается и исцеляющее исцеляется, перемещающее
перемещается, или же исцеляющее перемещается, а перемещающее увеличивается.
|
|