Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 120

А коль скоро [движущее] всегда приводится в движение
чем-нибудь отличным от него, необходимо, чтобы первым [в этом ряду] было
движущееся само собой. Следовательно, если это последнее движется и его не
движет иное, оно по необходимости движет само себя; таким образом, и
согласно этому рассуждению, или движущееся [тело] сразу приводится
самодвижущимся, или когда-нибудь дело дойдет до него.
К сказанному [надо добавить, что] тот же результат получается и при
следующем рассмотрении вопроса. Если всякий движущийся [предмет) приводится
в движение движущимся [предметом], то это присуще предметам или по
совпадению (так что движущийся предмет хотя и движет, однако не потому, что
сам всегда находится в состоянии движения), или не по совпадению, а сам по
себе. В первом случае, если это происходит по совпадению, нет необходимости
движущемуся [всегда] находиться в состоянии движения. Если же это так,
очевидна возможность того, что когда-нибудь ни один из существующих
[предметов] не будет двигаться, так как в происходящей по совпадению нет
необходимости: оно может и не быть. Если, таким образом, мы положим в основу
возможное, то из этого не получится в результате чего-либо невозможного, но
может быть [только) ложное. Но невозможно допустить, чтобы не было движения,
так как раньше было доказано, что движение необходимо существует всегда.
И это оказалось вполне обоснованным. Ведь для движения необходимы три
[вещи]: движимое, движущее и то, чем оно движет. И вот, движимое необходимо
должно двигаться, но двигать ему нет необходимости; то же, посредством чего
происходит движение, должно и двигать и двигаться, ибо оно соизменяется
вместе с движимым, находясь одновременно в том же [состоянии]; это ясно при
перемещениях [тел], так как здесь они должны до некоторой степени касаться
друг друга. А [первичный] двигатель, поскольку он не есть передатчик
движения, неподвижен. Так как мы видим то последнее [в этом ряду], что может
двигаться, не имея, однако, в себе начала движения, и то, которое приводит в
движение, движимое другим, а не самим собою, то вполне основательно, если не
необходимо, предположить и третье -- то, что приводит в движение, оставаясь
неподвижным. Поэтому правильно говорит Анаксагор, утверждая, что Разум не
подвержен воздействию и не смешан, после того как он сделал его началом
движения, ибо только таким образом он может двигать, будучи неподвижным, и
может владычествовать, будучи несмешанным.
Но если движущее приводится в движение не по совпадению, а по
необходимости и если бы не двигалось, то и не двигало, тогда необходимо,
чтобы движущее, поскольку оно движется, двигалось бы или тем же видом
движения, [какое оно сообщает], или другим. Я имею в виду следующее: или
нагревающее и само нагревается и исцеляющее исцеляется, перемещающее
перемещается, или же исцеляющее перемещается, а перемещающее увеличивается.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz