Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 87

А так как
все движущееся движется в отношении чего-нибудь и в течение какого-то
времени и движение присуще всякому [телу], то необходимо, чтобы деления были
одинаковы и для времени, и для движения, и для состояния движения, и для
движущегося [предмета], и для того, в отношении чего происходит движение
(только [деление того], в отношении чего происходит движение, будет не для
всех [случаев] одинаково: в отношении места это будет деление само по себе,
в отношении качества -- по совпадению). Возьмем, например, время А, в
течение которого происходит движение В. Если в течение всего этого времени
произойдет все это движение, то в половину времени движение будет меньше, и,
если снова разделить [время], движение будет еще меньше, и так далее.
Подобным же образом, как делимо движение, так делимо и время; именно, если
все движение происходит в течение всего времени, половина -- в половину
времени и снова меньшая часть -- в меньшее [время].
Таким же образом будет делиться и состояние движения. Пусть состояние
движения будет Г; соответственно половине движения оно будет меньше целого,
и снова соответственно половине половины, и так далее. Возможно взять
состояние движения соответственно каждой [части] движения, например
соответственно по ДГ и ГЕ, и сказать, что целое состояние движения будет
соответствовать целому [движению] (так как, если будет иначе, для одного и
того же движения состояний движения будет больше), как мы показали
относительно движения, которое делилось на движение частей; однако если
взять состояние движения соответственно каждой половине [движения], целое
будет непрерывным. Таким же образом будет делима длина и вообще все то, в
отношении чего происходит изменение (только некоторые [вещи] делимы по
совпадению, вследствие того что делимо [само] изменяющееся), так как при
делении одного из них разделится все остальное. Так же будет обстоять дело
со всем указанным и в отношении конечности или бесконечности. Как то
обстоятельство, что все делится, так и бесконечность в большинстве случаев
определяются изменяющимся [предметом], так как ему в первую очередь присущи
делимость и бесконечность. Делимость была рассмотрена выше, а [вопрос] о
бесконечности уяснится в дальнейшем.


ГЛАВА ПЯТАЯ



Так как все изменяющееся изменяется из чего-нибудь во что-нибудь, то
изменяющееся, когда оно впервые испытало изменение, должно быть уже в том,
во что изменилось. Ибо изменяющееся выходит из того, из чего оно изменилось,
или оставляет его, и либо изменяться и оставлять есть одно и то же, либо же
оставление следует за изменением. Если же оставление следует за изменением,
то совершившееся оставление следует за совершившимся изменением, так как они
одинаково относятся друг к другу. И вот, поскольку одно из изменений есть
изменение по противоречию, то, когда [нечто] изменилось из несуществующего в
существующее, несуществующее было оставлено.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz