Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 128

В каждом отдельном случае возникновения
так дело и обстоит, но необходимо, чтобы еще до возникающих [предметов] в
состоянии движения было что-нибудь иное, само существуя и не возникая, а
прежде него также иное. Так как невозможно, чтобы возникновение было первым
движением (тогда все движущееся было бы подвержено гибели), то очевидно, что
и ни одно из следующих по порядку движений не может быть первичным; под
следующими по порядку я разумею рост, затем качественное изменение, убыль и
исчезновение: все они позднее возникновения, так что, если возникновение не
более первично, чем перемещение, значит и ни одно из последующих изменений.
Вообще же, возникающее представляется незаконченным и стремящимся к
определенному началу, так что более позднее в процессе возникновения будет
по природе более первичным. Перемещение как завершение присуще веем
предметам, находящимся в процессе возникновения; поэтому одни из живых
существ вполне неподвижны вследствие отсутствия [соответствующего органа],
как, например, растения и многие роды животных, а более совершенным [эти
органы] присущи. Таким образом, если перемещение скорее присуще тем
существам, которые в большей степени достигли своей природы, то и движение
это будет первым по сущности среди других [движений] как по этой причине,
так и потому, что движущееся в наименьшей степени лишается своей сущности в
процессе перемещения: ведь только в одном этом движении оно не изменяется в
своем бытии, как меняется в качественно изменяемом качество, в растущем и
убывающем -- количество. Но больше всего очевидно, что движущее само себя
больше всего движет себя этим в собственном смысле слова движением, т. е.
[движением] относительно места; а ведь мы считаем, что началом движимых и
движущих и первым для движущихся [предметов] должно быть именно движущее
само себя.
Итак, из сказанного ясно, что перемещение есть первое из движений;
теперь следует показать, какое перемещение будет первым. Вместе с тем в ходе
этого исследования уяснится и наше теперешнее и прежнее, [гл. З],
предположение о возможности некоего непрерывного и вечного движения. Что из
всех прочих движений ни одно не может быть непрерывным, ясно из следующего.
Все эти движения и изменения идут от противолежащего к противолежащему,
например для возникновения и уничтожения границами будет сущее и не-сущее,
для качественного изменения -- противоположные состояния, а для роста и
убыли -- большая и малая величина или завершение величины и незавершенность;
а противоположные [движения] -- это те, которые идут к противоположным
[границам]. То, что не всегда движется таким движением, но существует
раньше, должно было раньше покоиться; таким образом, ясно, что изменяющееся
должно будет покоиться в противоположном состоянии. То же относится и к
[указанным] изменениям: ведь уничтожение и возникновение противолежат друг
другу и вообще, и в отдельных случаях.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz