|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 128 |
В каждом отдельном случае возникновения
так дело и обстоит, но необходимо, чтобы еще до возникающих [предметов] в
состоянии движения было что-нибудь иное, само существуя и не возникая, а
прежде него также иное. Так как невозможно, чтобы возникновение было первым
движением (тогда все движущееся было бы подвержено гибели), то очевидно, что
и ни одно из следующих по порядку движений не может быть первичным; под
следующими по порядку я разумею рост, затем качественное изменение, убыль и
исчезновение: все они позднее возникновения, так что, если возникновение не
более первично, чем перемещение, значит и ни одно из последующих изменений.
Вообще же, возникающее представляется незаконченным и стремящимся к
определенному началу, так что более позднее в процессе возникновения будет
по природе более первичным. Перемещение как завершение присуще веем
предметам, находящимся в процессе возникновения; поэтому одни из живых
существ вполне неподвижны вследствие отсутствия [соответствующего органа],
как, например, растения и многие роды животных, а более совершенным [эти
органы] присущи. Таким образом, если перемещение скорее присуще тем
существам, которые в большей степени достигли своей природы, то и движение
это будет первым по сущности среди других [движений] как по этой причине,
так и потому, что движущееся в наименьшей степени лишается своей сущности в
процессе перемещения: ведь только в одном этом движении оно не изменяется в
своем бытии, как меняется в качественно изменяемом качество, в растущем и
убывающем -- количество. Но больше всего очевидно, что движущее само себя
больше всего движет себя этим в собственном смысле слова движением, т. е.
[движением] относительно места; а ведь мы считаем, что началом движимых и
движущих и первым для движущихся [предметов] должно быть именно движущее
само себя.
Итак, из сказанного ясно, что перемещение есть первое из движений;
теперь следует показать, какое перемещение будет первым. Вместе с тем в ходе
этого исследования уяснится и наше теперешнее и прежнее, [гл. З],
предположение о возможности некоего непрерывного и вечного движения. Что из
всех прочих движений ни одно не может быть непрерывным, ясно из следующего.
Все эти движения и изменения идут от противолежащего к противолежащему,
например для возникновения и уничтожения границами будет сущее и не-сущее,
для качественного изменения -- противоположные состояния, а для роста и
убыли -- большая и малая величина или завершение величины и незавершенность;
а противоположные [движения] -- это те, которые идут к противоположным
[границам]. То, что не всегда движется таким движением, но существует
раньше, должно было раньше покоиться; таким образом, ясно, что изменяющееся
должно будет покоиться в противоположном состоянии. То же относится и к
[указанным] изменениям: ведь уничтожение и возникновение противолежат друг
другу и вообще, и в отдельных случаях.
|
|