Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 93


А если конечная [величина] не может пройти бесконечную в конечное
время, то очевидно, что и бесконечная не пройдет конечную, так как если
бесконечная [пройдет] конечную, то необходимо, чтобы и конечная проходила
бесконечную. Ибо нет никакой разницы, что из двух будет двигаться: и в том и
в другом случае конечная проходит бесконечное. Ведь когда движется
бесконечная величина А, то пусть какая-то ее часть будет равна конечной
величине В, например ГД, так же другая часть и еще другая, и так далее.
Таким образом одновременно случится, что и бесконечное будет двигаться по
конечному и конечное проходить бесконечное, так как иначе, может быть, и
невозможно бесконечному двигаться по конечному, как если конечное будет
проходить бесконечное, перемещаясь [по нему] или измеряя его. Следовательно,
если это невозможно, бесконечное не пройдет конечного.
Но и бесконечное не проходит бесконечного в конечное время, ибо если
оно пройдет бесконечное, то [во всяком случае] пройдет и конечное, так как
бесконечное заключает в себе конечное. И далее, если взять время,
доказательство будет такое же точно.
Итак, если [в конечное время] ни конечное не проходит бесконечного, ни
бесконечное конечного, ни бесконечное бесконечного, то ясно, что и движение
не будет бесконечным в конечное время. Ибо какая разница -- делать ли
бесконечным движение или величину? Необходимо ведь, если бесконечно одно,
быть бесконечным и другому: ведь всякое перемещение происходит в
[каком-нибудь] месте.


ГЛАВА ВОСЬМАЯ



Так как все способное [к движению и к покою] движется или покоится
когда, где и как ему возможно по природе, то останавливающееся, в то время
когда оно останавливается, должно двигаться; ибо если оно не будет
двигаться, оно будет покоиться, а покоящемуся невозможно прийти в состояние
покоя. После того как это доказано, станет ясно, что необходимо
останавливаться в течение [некоторого] времени (ибо движущееся движется во
времени, а останавливающееся, как доказано, движется, следовательно, ему
необходимо останавливаться во времени). Далее, более быстрое и более
медленное [движение] происходит, как мы утверждаем, во времени, и
останавливаться можно более быстро и более медленно.
Останавливающемуся необходимо останавливаться в каждой части того
первого времени, в течение которого оно останавливается. Ибо если мы
разделим это время [на две части] и ни в одной из частей не произойдет
остановки, ее не будет и в течение всего времени, следовательно,
останавливающееся не остановится; если же [остановится] в одной [из частей],
остановка не произойдет в целом времени, как в первом, а произойдет в нем
лишь в смысле "другого" времени, [которое заключает в себе первое время],
как уже было разъяснено раньше в связи с движущимися. И как нет ничего
первого, в котором начинает движение движущееся, так нет и того, в котором
останавливается останавливающееся, ибо ни для движения, ни для остановки нет
ничего первого.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz