Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 31

Ведь никто не
смог бы отнести ни движение, ни изменение к другому роду. Это станет
очевидным, если рассмотреть, как представляют его некоторые они говорят, что
движение есть разнородность, неравенство и не-сущее; однако ничему из этого
нет необходимости двигаться, будет ли оно разнородным, неравным или не
существующим, и изменение как в направлении к ним, так и от них происходит
не в большей степени, чем от противолежащего. Причина же, почему они
помещают движение в такие [разряды], состоит в том, что движение кажется
чем-то неопределенным, а начала второго ряда -- неопределенными вследствие
того, что основаны на лишенности: ведь ни одно из них не представляет собой
ни определенного предмета, ни качества, ни прочих категорий. А почему
движение кажется неопределенным, это зависит от того, что его нельзя просто
отнести ни к возможности сущего, ни к его деятельности; так, [например], ни
возможное количество, ни количество в деятельности не должны с
необходимостью двигаться. И все же движение кажется некоторой деятельностью,
хотя и незавершенной. Причина этого в том, что возможное, деятельностью чего
[является движение], не завершено, и поэтому трудно понять, что такое
движение: надо ли его отнести к лишенности, или к возможности, или просто к
деятельности, но ничто из этого не представляется допустимым. Остается,
стало быть, указанный выше способ [понимания] движение есть некая
деятельность, [и притом] такая деятельность, которую мы описали; увидеть ее,
правда, трудно, но она тем не менее вполне допустима.
Движется и то, что приводит в движение, как было сказано выше, -- [по
меньшей мере] все, что в возможности подвижно и неподвижность чего есть
покой (ибо, чему присуще движение, для того неподвижность есть покой).
Воздействие на подобную [вещь], поскольку она такова, и есть приведение в
движение: оно осуществляется прикосновением, так что одновременно [и само
движущее] испытывает воздействие Поэтому движение есть действительность
подвижного, поскольку оно подвижно, оно происходит от прикосновения
движущего [к движимому], так что одновременно и [движущее] испытывает
воздействие. Форму же всегда привносит движущее -- будь то определенный
предмет или определенное качество или количество. И эта форма будет началом
и причиной движения, когда [движущее] движет; например, человек в
действительности создает человека из того, что было человеком в возможности.


ГЛАВА ТРЕТЬЯ



Теперь становится ясной и та [кажущаяся] трудность, что движение
происходит в подвижном: ведь оно есть действительность последнего,
[осуществляемая] под воздействием способного двигать. И деятельность
способного двигать также не есть что-либо иное: действительность должна быть
у обоих, ибо способное двигать является таковым благодаря возможности, а
[фактически] движущее -- благодаря [своей] деятельности, но оно оказывает
действие на подвижное, так что им обоим в равной мере присуща одна
деятельность -- подобно тому как одинаков промежуток от одного к двум и от
двух к одному, а также [расстояние] при подъеме и спуске.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz