Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 33

Доказательством этому служит то, что происходит с числами, а
именно если накладывать гномоны вокруг единицы или за исключением [нее], то
в последнем случае получается всегда другой вид [фигуры], в первом же --
один и тот же Платон же [признавал] две бесконечности -- большое и малое.
А все писавшие о природе кладут в основу бесконечного какую-нибудь
другую природу из так называемых элементов, например воду, воздух или
промежуточное между ними. Никто из тех, кто устанавливает ограниченное число
элементов, не считает [их] бесконечными, те же, которые делают элементы
бесконечными [по числу], как Анаксагор и Демокрит -- один из [своих]
подобочастных, другой из панспермии фигур, говорят, что бесконечное есть
непрерывное по соприкосновению [частиц]. И первый утверждает, что любая из
частей есть смесь, подобная целому, так как можно видеть, что любая [вещь]
возникает из любой, отсюда, по-видимому, и его слова "вместе когда-то все
вещи были", например это мясо и эта кость и так же всякая [другая вещь], а
следовательно, и все, и притом одновременно, потому что не только в каждой
вещи имеется начало разьединения, но и для всех [вещей]. Так как возникающее
возникает из такого тела, а возникает все, только не сразу, то должно
существовать какое-то начало возникновения; оно едино, и называет он его
разум, разум, начавши некогда, действует посредством мышления; таким
образом, по необходимости все было когда-то вместе и когда-то начало
приводиться в движение. А Демокрит утверждает, что ни один из первых
[элементов] не возникает из другого, однако и для него началом их всех
служит общее тело, части которого отличаются по величине и фигуре.
Из всего этого ясно, что рассмотрение бесконечного вполне подобает
физикам. С полным основанием также все полагают его как начало: невозможно
ведь, чтобы оно существовало напрасно, с другой стороны, чтобы ему присуще
было иное значение, кроме начала. Ведь все существующее или [есть] начало,
или [исходит] из начала, у бесконечного же не существует начала, так как оно
было бы его концом. Далее, [бесконечное], будучи неким началом, не возникает
и не уничтожается; ведь то, что возникает, необходимо получает конечное
завершение, и всякое уничтожение приводит к концу. Поэтому, как мы сказали,
у него нет начала, но оно само, по всей видимости, есть начало [всего]
другого, все объемлет и всем управляет, как говорят те, которые не признают,
кроме бесконечного, других причин, например разума или любви. И оно
божественно, ибо бессмертно и неразрушимо, как говорит Анаксимандр и
большинство физиологов.
А что бесконечное существует, уверенность в этом проистекает у
исследователей прежде всего из пяти [оснований]: [1] из времени (ибо оно
бесконечно); [2] из разделения величин (ведь и математики пользуются
бесконечным); [3] далее, что только в том случае не прекратится
возникновение и уничтожение, если будет бесконечное, откуда берется
возникающее; [4] далее, из того, что ограниченное всегда граничит с
чемнибудь, так что необходимо, чтобы не было никакого предела, раз одно
всегда необходимо граничит с другим [5].



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz