Философы Древней Греции - Платон - Законы - Страница 8

[...]
Ради этого мы выбрали, с одной стороны, самый деспотический, а с другой
- самый свободный государственный строй. Посмотрим же теперь, какой из них
более правильный. Если ввести и там и тут некоторую умеренность, в одном из
них ограничить власть, а в другом свободу, тогда, как мы видели, в них
наступит особое благополучие; если же довести рабство или свободу до
крайнего предела, то получится вред и в первом, и во втором случае.



Книга 4



Афинянин. Близость моря хотя и дарует каждый день усладу, но на деле
это горчайшее соседство. Море наполняет страну стремлением нажиться с
помощью крупной и мелкой торговли, вселяет в души лицемерные и лживые
привычки, и граждане становятся недоверчивыми и враждебными как друг по
отношению к другу, так и к остальным людям.
Во всяком случае ничто так не способствует людской добродетели, как
законодательство и основание государств.
Я хотел сказать, что никогда никто из людей не дает никаких законов, но
законы все даются нам случайностями и разными выпавшими на нашу долю
несчастьями. Либо какая-нибудь война насильно перевертывает весь
государственный строй и изменяет законы, либо бедствие тяжелой нужды. Да и
болезни - если нападет мор - вынуждают делать много нововведений, так что
иной раз надолго, на много лет, водворяется безвременье. ...Ни один смертный
не дает никаких законов, но все человеческое зависит от судьбы и случая.
Впрочем, не будем так строги: есть и нечто третье, следующее за ними, -
искусство. В самом деле: своевременное применение искусства кормчего в
случае бури дает, по-моему, большие преимущества. [...]
То же самое действительно и для других дел, особенно же для
законодательства. Чтобы государство благополучно существовало, оно постоянно
нуждается кроме удачного сочетания местных условий еще в в законодателе,
придерживающимся истины.
Нет, рассудительность с самого начала врождена даже животным и детям и
сказывается в том, что одни из них могут, а другие не могут воздерживаться
от удовольствий.
На первое место я ставлю возникновение государства из тирании, на
второе - из царской власти, на третье - из какого-либо вида демократии, на
четвертое - из олигархии. В самом деле, из нее труднее всего возникнуть
совершенному государству, ибо при ней больше всего властителей. Мы же
говорим, что возникновение наилучшего государства произойдет лишь тогда,
когда явится истинный по природе законодатель и когда мощь его будет
действовать сообща с самыми сильными в государстве лицами. А поскольку, чем
меньшее число лиц стоит у власти, тем она крепче, как, например, при
тирании, то именно в этом случае всего быстрее и легче совершается переход.
Друзья мои, не давайте никому себя убедить, будто государство может
легче и скорее изменить свои законы другим каким-то путем, чем под
руководством властителей; нигде этого не случится ни теперь, ни впредь.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
 
Сайт создан в системе uCoz