Философы Древней Греции - Платон - Законы - Страница 10


Таким-то образом человеческий род бессмертен, ибо, оставляя по себе
детей и внуков, род человеческий благодаря таким порождениям остается вечно
тождественным и причастным бессмертию. В высшей степени неблагочестиво
добровольно лишать себя этого, а между тем, кто не заботится о том, чтобы
иметь жену и детей, тот лишает себя этого умышленно.
Должно ценить, думаю я, не краткое и не подробное изложение, но
наилучшее.
...Издавая законы, можно пользоваться двумя средствами - убеждением и
силой, насколько это возможно при невежественности и невоспитанности толпы;
обычно законодатели пользуются только вторым средством.
...У всех законов должны быть вступления и, приступая к любому
законодательству, следует каждому положению предпослать подобающее ему
вводное слово. Ибо слово такое имеет большое значение. Очень важен также
вопрос, будет ли это ясно запоминаться или нет.



Книга 5



Афинянин. Из всех достояний человека вслед за богами душа - самое
божественное, ибо она ему всего ближе. Все, что принадлежит каждому человеку
двояко: одна его часть - высшая и лучшая - господствует, другая - низшая и
худшая - рабски подчиняется. Господствующую свою часть каждый должен
предпочитать рабской. Поэтому я прав, требуя, чтобы каждый почитал свою
душу, ведь, как я говорю, она занимает второе место после богов-владык и
тех, кто за ними следует. А между тем никто из нас, можно сказать, не
почитает душу по-настоящему, но только по видимости. [...] Кто думает
возвеличить душу какими-либо речами, дарами, уступками, но ничуть не
старается сделать ее из худшей лучшею, тот почитает ее лишь по видимости, но
не на самом деле. Всякий человек с раннего детства считает себя в состоянии
все познать, думает, что похвалами он возвеличивает свою душу, и поэтому
охотно позволяет ей делать все, что угодно. Мы же утверждаем, что поступая
так, человек вредит своей душе, а вовсе не возвеличивает ее. Точно так же,
когда человек в каждом отдельном случае считает виновником своих проступков
и многих громадных зол других людей, а не самого себя и когда он постоянно
выгораживает себя, точно он вовсе не виновен, он лишь по видимости почитает
душу, на деле же очень далек от этого, ибо он ей вредит. Так же и в том
случае человек вовсе не оказывает ей почета, но бесчестит ее, наполняя злом
и раскаянием, когда он предается удовольствиям вопреки наказу и одобрению
законодателя. И если, наоборот, он не выдержит до конца одобряемых
законодателем трудов, страхов, болей и скорбей, но уступит им, то этой
уступчивостью он тоже не окажет почета своей душе.
Точно так же, если кто стремится неблаговидным путем приобрести
имущество и обладание таким имуществом для него не тягостно, он всеми этими
дарами вовсе не оказывает почета душе, при этом он очень ее унижает, ибо за
небольшое количество золота продает все, что есть в душе драгоценного и
вместе с тем прекрасного.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
 
Сайт создан в системе uCoz