Философы Древней Греции - Платон - Законы - Страница 26

На третьем месте стоят низменные и неправедные
страхи, которые вызывают много убийств...
Как мы различили разные виды убийства, так нужно различать и виды
ранений: одни из них причиняются невольно, другие - в состоянии ярости,
третьи - под влиянием страха, четвертые - с сознательным умыслом.
Относительно всего этого надо предварительно сказать вот что: людям
необходимо установить законы и жить по законам, иначе они ничем не будут
отличаться от самых диких зверей. Причина здесь та, что природные качества
человека далеко не достаточны, чтобы распознавать все полезное для
человеческого общежития или, даже распознав это, всегда быть в состоянии
осуществлять высшее благо и стремиться к нему. Прежде всего трудно
распознать, что истинное искусство государственного правления печется не о
частных, но об общих интересах - ведь эта общность связует, частные же
интересы разрывают государство - и что как для того, так и для другого, то
есть для общего и для частного, полезно, если общее устроено лучше, чем
частное. Во-вторых, даже если кто распознает, что от природы обстоит все
именно так, и усвоит это в достаточной мере на деле, то впоследствии, став
неограниченным и самовластным главой государства, он ни в коем случае не
сумеет остаться при этих взглядах и не сочтет нужным всю свою жизнь
поддерживать в государстве общие нужды, предоставляя частным нуждам
следовать за общими. Нет, смертная его природа всегда будет увлекать его к
корысти и служению своим личным интересам. Безрассудно избегая страданий и
стремясь к удовольствиям, она поставит их выше того, что более справедливо и
лучше. Себя самое она ввергнет в мрак и в конце концов преисполнит всяческим
злом и себя, и все государство в целом. Ведь если бы по воле божественной
судьбы появился когда-нибудь человек, достаточно способный по своей природе
к усвоению этих взглядов, то он вовсе не нуждался бы в законах, которые бы
им управляли. Ни закон, ни какой бы то ни было распорядок не стоят выше
знания. Не может быт разум чьим-то послушным рабом; нет, он должен править
всем, если только по своей природе подлинно свободен. Но в наше время этого
нигде не встретишь, разве что только в малых размерах. Поэтому надо принять
то, что после разума находится на втором месте, - закон и порядок, которые
охватывают своим взором многое, но не могут охватить всего.



Книга 10



Афинянин. Из прочих зол величайшим является распущенность и дерзость
молодежи, в особенности велико зло, если это проявляется по отношению к
государственным святыням... Вторыми по степени важности являются
оскорбления, наносимые частным святыням и могилам.
Но законам о каре, которую должен понести человек, словом или делом
оскорбляющий богов, надо предпослать наставление. А наставление это будет
таким: никто из тех, кто:, согласно с законами, верит в существование богов,
никогда намеренно не совершит нечестивого дела и не выскажет беззаконного
слова.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
 
Сайт создан в системе uCoz