Философы Древней Греции - Платон - Законы - Страница 27

Человек это может сделать в одном из трех случаев: либо, повторяю,
если он не верит в существование богов, либо (второй случай) хотя и верит в
их бытие, но отрицает их вмешательство в людские дела, либо, наконец (третий
случай), если человек полагает, будто богов легко склонить в свою пользу и
умилостивить жертвами и молитвами.
...Пусть подвергнутся нашему порицанию сочинения нового поколения
мудрецов, поскольку они являются причиной зол. Вот что влекут за собой
сочинения подобных людей: мы с тобой, приводя доказательства существования
богов, говорим об одном и том же - о Солнце, Луне, звездах, Земле - как о
богах, о чем-то божественном. Люди же, переубежденные этими мудрецами,
станут возражать: все это - только земля или камни и, следовательно, лишено
способности заботиться о делах человеческих.
Не выносить и ненавидеть людей, которые были и поныне являются причиной
этих наших речей, неизбежно.
Они знают понаслышке, да и видят сами, что эллины и все варвары как при
различных несчастьях, так и при полном благополучии преклоняют колени и
повергаются ниц при восходе и закате Солнца и Луны, показывая этим не только
полную свою уверенность в бытии богов, но и то, что у них на этот счет даже
не возникает сомнения. Однако ко всему этому люди эти относятся с
презрением... Сможет ли тут кто-нибудь быть кротким в увещеваниях, если
приходится, уча о богах, начинать с доказательства их бытия! Однако
отважимся на это!
Некоторые учат, что все вещи, возникающие, возникшие и те, что должны
возникнуть, обязаны своим возникновением частью природе, частью искусству, а
частью случаю.
Выражусь еще яснее: огонь, вода, земля и воздух - все это, как
утверждают, существует благодаря природе и случаю; искусство здесь ни при
чем. В свою очередь из этих [первоначал], совершенно неодушевленных,
возникают тела - Земля, Солнце, Луна и звезды. Каждое из этих [первоначал]
носилось по воле присущей ему случайной силы, и там, где они сталкивались,
они прилаживались друг к другу... Словом, все необходимо и согласно судьбе
смешалось путем слияния противоположных [первоначал]; так-то вот, утверждают
они, и произошло все небо в целом и все то, что н нем, а также все животные
и растения. Отсюда будто бы пошла и смена времен года, а вовсе не благодаря
уму или какому-нибудь божеству либо искусству:они учат, повторяю, будто все
это произошло благодаря природе и случаю. Искусство же возникло и всего
этого позднее; он смертно само и возникло из смертного позднее, в качестве
некой забавы, не слишком причастной истине... Стало быть, из искусств только
те порождают что-либо серьезное, которые применяют свою силу сообща с
природой, таковы, например, врачевание, земледелие и гимнастика. Ну а в
государственном управлении, утверждают эти люди, разве лишь незначительная
какая-то часть причастна природе, большая же часть искусству. Стало быть и
всякое законодательство обусловлено будто бы не природой, но искусством, вот
почему эти положения и далеки от истины.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
 
Сайт создан в системе uCoz