Философы Древней Греции - Платон - Законы - Страница 19

неужели не осталось ни одного необходимого и вполне приличного дела для
людей, соблюдающих такой распорядок? Или каждый из них должен лишь жить,
жирея наподобие скота? Нет, утверждаем мы, это и несправедливо, и нехорошо,
да и невозможно, чтобы живущего так не постигла должная кара. А состоит она
в том, что праздное и беспечно разжиревшее существо становится добычей
другого существа, закаленного мужеством и трудами. Мы утверждаем, что людям,
живущим указанным способом, остается на долю очень немаловажное дело;
наоборот, оно самое важное из всего, что предписывается справедливым
законодательством. В самом деле, даже у тех, кто домогается победы в
Пифийских или Олимпийских играх, вовсе нет досуга для прочих житейских дел;
вдвое или еще больше недосуг тому, кто проводит свою жизнь в заботах о
всяческой добродетели, телесной и душевной, как это и было вполне правильно
указано. Поэтому никакие посторонние занятия не должны служить помехой для
того, что дает телу подобающую закалку в трудах, душе же - занятия и навыки.
Кто станет осуществлять именно это и будет стремиться достичь достаточного
совершенства души и тела, тому, пожалуй, не хватит для этого всех ночей и
дней.
Правители, бодрствующие по ночам в государствах, страшны для дурных
людей - как врагов, так и граждан, - но любезны и почтенны для людей
справедливых и здравомыслящих; полезны они и самим себе, и всему
государству.
Без пастуха не могут жить ни овцы, ни другие животные; так и дети не
могут обойтись без каких-то руководителей, а рабы без господ. Но ребенка
гораздо труднее взять в руки, чем любое другое живое существо. Ведь чем
меньше разум ребенка направлен в надлежащее русло, тем более становится он
шаловливым, резвым и вдобавок превосходит дерзостью все остальные существа.
Поэтому надо обуздывать его всевозможными средствами...
...Я нахожу, что речи наши во многом подобны поэзии. И может быть,
ничего удивительного нет в том, что взирая на мои речи в целом, я испытываю
радостное чувство. В самом деле, из большинства сказанных речей, которые я
знаю или слышал в стихах или в прозе, они мне показались самыми сообразными
и наиболее подходящими для слуха молодых людей.
Что же касается возбуждения смеха и шуточного подражания в слове, пении
и пляске действиям людей, безобразных телом и со скверным образом мыслей, то
это еще нужно рассмотреть и объяснить.
В самом деле, без смешного нельзя познать серьезного; и вообще
противоположное познается с помощью противоположного, если только человек
хочет быть разумным. Зато одновременно осуществлять то и другое невозможно,
если опять-таки человек хочет быть хоть немного причастным добродетели. Но
именно поэтому-то и надо ознакомиться со всем этим, чтобы по неведению не
сделать и не сказать когда-то совершенно некстати чего-то смешного. Подобные
подражания надо предоставить рабам и чужеземным наемникам. Никогда и ни в
коем случае не следует заниматься этим серьезно...



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
 
Сайт создан в системе uCoz