Философы Древней Греции - Платон - Законы - Страница 28


О богах, мой милый, подобного рода люди утверждают прежде всего
следующее: боги существуют не по природе, а в силу искусства и некоторых
законов, причем в различных местах они различны сообразно с тем, какими
какой народ условился их считать при возникновении своего законодательства.
Точно также и прекрасно по природе одно, а по закону - другое; справедливого
же вовсе нет по природе. Законодатели пребывают относительно него в
разногласии и постоянно вносят здесь все новые и новые изменения. Эти
изменчивые постановления законодателей, каждое в свой черед, являются
господствующими для своего времени, причем возникают они благодаря искусству
и определенным законам, а не по природе.
...Приверженцы упомянутых учений, как кажется, смотрят на огонь, воду,
землю и воздух как на первоначала всех вещей, и именно это-то они и называют
природой. Душу же они выводят позднее из этих первоначал.
Что такое душа, мой друг, это, кажется, неведомо почти никому - какова
она, какое значение она имеет, каковы прочие ее свойства, в особенности же
каково ее возникновение, ведь она - нечто первичное, возникшее прежде всех
тел, и потому она более чего бы то ни было властна над всякого рода
изменениями и переустройствами тел. Раз дело обстоит так, не правда ли,
необходимо, чтобы то, что сродно душе, возникло прежде того, что принадлежит
телу, так как душа старше тела?
Следовательно, мнение, забота, ум, искусство и закон существовали
раньше жесткого, мягкого, тяжелого и легкого. Рано возникли и великие первые
творения, и свершения искусства, так как они существуют среди первоначал; а
то, что существует по природе, и сама природа... возникло позднее из
искусства и разума и им подвластно.
Нам надо всячески остеречься, как бы это лукавое учение, подобающее
лишь молодым людям, не переубедило нас, стариков...
Да, часть предметов движется, а часть пребывает в покое.
Конечно, стоящие предметы стоят, а движущиеся движутся в каком-нибудь
пространстве?
Под предметами же, движущимися во многих местах, ты, мне кажется,
разумеешь такие, которые путем перемещения постоянно меняют свое место на
новое... Между всеми этими вещами происходят столкновения, при этом
несущиеся предметы раскалываются о стоящие... сливаются воедино...
При такого рода объединении предметы увеличиваются, а при раскалывании
погибают... А при каком состоянии происходит возникновение всех вещей?
Так вот, одним из этих видов движений пусть будет такое, которое может
приводить в движение другие предметы, а само себя - никогда. Другим же,
опять-таки отдельным среди всех видом движения, будет такое, которое всегда
может приводить в движение и себя, и другие предметы...
Необходимо признать, что движение, способное двигать само себя,
неизмеримо выше других; все остальные виды движения стоят на втором месте.
...Если один предмет у нас производит изменение в другом, а тот,
другой, в свою очередь всегда производит изменение в третьем, то найдется ли
среди подобных предметов такой, который впервые произвел это изменение? И
может ли предмет, движимый иным предметом, стать первым из предметов,
вызывающих изменения? Ведь это невозможно.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
 
Сайт создан в системе uCoz